В чём глубинная причина моего вранья?

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Я вру. Везде, всегда, с детских лет. Помню, у меня в детстве была подружка, которая имела хороший слух, мечтала учиться в музыкальной школе, но что- то там у неё не складывалось с родителями и музыкалкой. Мне музшкола была до лампочки, но я не поленилась, встала как- то утром пораньше, отмахала остановок пять от дома и при возвращении уставшая, но довольная (в соответствии с законом жанра) сообщила встретившейся подружке, что иду с прослушивания. Задерживаясь где- то после школы с подругами, я врала о дополнительных занятиях родителям. Родители мне верили, потому что я была беспроблемной отличницей. Врала своим друзьям. Детство прошло во вранье, относительно безобидном.
Потом пошло враньё юношеское, посерьёзнее. Я не знала, куда мне поступать. Несколько лет до выпускного бала думала над этим вопросом, мучилась, ничего не надумала. Выпускные экзамены сдала отлично. Вступительные (так как не знала, куда идти, то и не готовилась) завалила. Родителям соврала, что поступила. Начитавшись хороших высоких книг о призвании, опять мучительно искала дело жизни. Не могла определиться. А родителям всё врала, что учусь. Потом якобы работа по специальности- на самом деле то писала статьи в газеты, то торговала обувью в магазине и т. д.
Так жизнь шла и шла и дошла до того момента, когда родители заболели, получили инвалидность. Я официально осела дома по уходу за ними. Враньё о работе прекратилось. Но по другим вопросам я продолжала врать. Встречая на улице бывших одноклассников, однокурсников (чтобы получить хоть какое- то высшее образование, я поступила туда, где была заочка), врала им о счастливой многодетной семейной жизни, о продуктивной карьере.
Я заметила за собой, что я вру даже тогда, когда мне это не даёт никакой пользы. Например, соседи спросят что- нибудь о больных родителях, и я в ответ выдумываю какую- нибудь историю с поликлиникой. Анализируя отношения с родителями, я понимаю, что, возможно, катализатором моей лжи был папа. Мне порой казалось, что он любил меня только за успехи. Всем гостям он обязательно вскользь докладывал о моей отличной учёбе и прочих достижениях. Если при папе кто- то рассказывал о достижениях своих детей, превосходящих мои успехи, я видела, что папу это задевает.
Такое, что его дочь- медалистка- умница, во всём и всегда первая, не поступила в университет или сидит без работы,- для папы это было ударом по самолюбию, он бы затерзал меня обидными упрёками о моей никчемности. Поэтому я и совпала. Если бы папы не было, маме бы я открыто и свободно сказала, что я не поступила. Потом я стала заложницей своей репутации отличницы и вечно всем врала, что всё у меня в шоколаде.
Что у меня с самооценкой, я не знаю. В школе, в универе я была первой, преподаватели меня усиленно хвалили, поэтому, с одной стороны, я вроде в себе, в своих способностях не сомневаюсь, уверена в себе. С другой стороны, как- то раз я подавала документы на получение какого- то пособия. Там был маленький кабинетик, в нём сидело пять женщин. Я чуть со стыда не сгорела, когда мне пришлось отвечать на вопрос, что я в 40 лет ни разу не была замужем, у меня нет детей и стажа кот наплакал. Вроде ничего стыдного в этой ситуации нет, но она резко била по моего имиджу отличницы. И соврать было нельзя- а то пособие не дадут. Если б не пособие, я б там наврала с три короба о своей успешности.
Помогите разобраться. В чём причина моего безостановочного вранья? Как от него избавиться? Как спокойно рассказывать о не успешных фактах моей биографии?
Автор вопроса: Наталья Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Наталья. Основная причина вранья, как Вы сами верно отметили, - отношение отца к Вам.
Похоже, что с детства Вы получали его внимание и одобрение только при условии Вашей успешности. А ее отсутсвие, вызывало страх испытать на себе его недовольство и услышать очередную порцию обидных упрёков.
Фантазии и превосходство над другими, позволяли Вам подпитывать свою значимость и смягчать чувство несоответствия «папиным стандартам». Со временем, выдавая за правду то, чего не было - формировалась привычка врать. Судя по всему, никто не проверял, правду ли Вы говорите. Разоблачения / наказания не следовало. Наоборот, Вы испытывали временное облегчение и чувство эмоциональной безопасности. Все это и сделало Вас заложницей неприятной привычки.
К счастью привычки можно и нужно менять, тем более, если они мешают жить.
И первый шаг, на пути к изменению уже сделан - Вы осознали что происходит и что хотите изменить: избавиться от вранья.
Следующий шаг - понять, что за враньём стоит страх показать своё истинное лицо, страх несоответствовать чьим-то представлениям, стандартам, а значит потерять одобрение, признание и значимость.
Выход: без оглядки на чьё-либо мнение, отцовского, в первую очередь, спокойно подумать о себе. Цель, ОТКРЫТЬ своё ИСТИННОЕ лицо сначала СЕБЕ. Будет полезным записать свои «находки»: За что Вы можете уважать себя? Какие ошибки были допущены? Какие полезные выводы Вы для себя сделаете? Что Вам нравится в себе, а что - нет. То, что не нравится, - НА ЧТО Вы хотели бы заменить? Что будет первым маленьким шагом в Вашей работе над собой? Обдумайте СВОИ жизненные ценности и принципы. Подумайте, КАК Вы хотите жить ТЕПЕРЬ? Обдумайте ВСЁ, что касается ЛИЧНО ВАС.
Теперь, Ваша задача - СТАТЬ близким другом самой себе, который ПРИНИМАЕТ КАК ЕСТЬ, без осуждения и соперничества. Это значит: иногда внимательно выслушивать, иногда разделить радость, иногда - поддержать, а иногда - простить. Наталья, пересмотрите факты своей жизни и проявите себя как друг по отношению к себе. Проявите то, чего так не хватало тогда. Такая честность и искренность с собой, а также ПРИНЯТИЕ себя полностью, включая слабости, подарит Вам такое облегчение, которое Вы не захотите променять ни на какое другое ВРЕМЕННОЕ облегчение (например то, которое Вы получали после вранья).
Здоровое чувство значимости будет расти по мере:
- ОСОЗНАНИЯ и опять-таки принятия своей индивидуальности. Примите решение БЫТЬ СОБОЙ. Откажитесь от НЕ СВОЕГО представления кем быть и как жить.
- БЛАГОДАРНОСТИ родителям (они хотели лучшего для Вас и делали это так, как могли).
- Благодарности себе за УЖЕ достигнутое, за приложенные усилия. - ОДОБРЕНИЕ себя, даст Вам сил ставить и достигать свои НОВЫЕ, цели. В таком случае, потребность искать и получать признание, а также одобрение других, отойдёт даже не на второй план, а намного дальше :)
Ну а теперь, представьте возможные ситуации и ЧТО Вы отвечаете на вопросы знакомых? КАК Вы себя чувствуете и как ведёте? Ваша задача найти правдивый вариант, не вызывающий дискомфорта. Это не сложно будет сделать, если Вы добросовестно выполнили предложенное выше.
Наталья, помните, что Вам не нужно пытаться оправдывать ЧЬИ-ТО ожидания или впечатлять своими успехами, чтобы поднять свою самооценку. Она поднимется если Вы решите проживать СВОЮ жизнь. Будете ценить свои качества, способности, достижения и использовать их для реализации новых, достойных целей. СВОИХ целей! Успехов Вам и
Искренне желаю Вам всего доброго :)
С уважением, Наталия Гришугина
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni или почту: [email protected]
Также через Воцап, Вайбер и др. приложения по договоренности.