Преследует мысль, что я недостаточно хороша.

Вопрос психологу:
Добрый вечер, моя проблема в том что я считаю что я недостаточно хороша. У меня было довольно таки тяжелое детство, постоянные переезды, скандалы с мамой, отсутствие денег, отчим алкоголик, в подростковом возрасте были проблемы в общении, много комплексов по поводу внешности и так далее. У меня есть убеждение, что я недостаточно хороша и это мешает мне жить. Я осознала это пару лет назад, у меня была сильная любовная зависимость, депрессия и тогда я поняла, что многие проблемы в моей жизни именно из за моей самооценки. Начала работать над собой, переехала в другую страну , избавилась от зависимости, начала больше любить себя и развиваться как личность. Действительно осознание себя изменилось, даже люди стали по другому относится, последние 1.5 года жизнь начала налаживаться, но замечаю, что вот это я недостаточно хороша где то еще сидит в глубине души. Умом я понимаю, что я красивая, умная и у меня много достоинств, но вот иногда вылезает осознание того, что со мной что то не так. И как от этого избавится я не знаю. Наверное все идет из детства, в школе я была круглой отличницей, один раз правда получила 4 по физкультуре и мама меня побила из за этого, я очень переживала и вообще отношения с ней были очень напряженные. Мама меня всегда любила, но вот иногда в приступе ярости могла обозвать сволочью или гадиной. Может в этом проблема?
Я пытаюсь поднимать самооценку, очень помогает достижение поставленных целей, аффирмации и т.д. Но вот все равно это "недостаточно хороша" сидит где то внутри. И я не знаю как с этим справится и возможно ли это? Я думаю, что могла бы добиться гораздо больших успехов в работе и отношениях если бы адекватно себя воспринимала. Вот например с мужчинами я очень боюсь что меня бросят, предпочитаю бросать сама когда меня что то не устраивает, и все мои отношения далеко не заходят. В работе раньше очень расстраивалась, когда получала ответ нет, сейчас наверное предпочитаю выкладываться не полностью, что бы потом не было разочарования. Я очень хочу поменять эту установку, принять и полюбить себя, но не знаю как. Еще заметила, что очень не доверяю себе и своим решениям, из за чего часто советуюсь с гадалками, мне кажется что посторонний человек поймет ситуацию лучше чем я сама. Наверное над этим тоже следовало бы поработать. Буду благодарна любым комментариям. Спасибо
Автор вопроса: monica Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте, Моника!
Можно Вас так называть? Во всяком случае, Вы как автор письма фигурируете так!
В вопросах оценки чего-либо или кого-либо очень важно понимать отправную точку – эталон для сравнения! В Вашем письме постоянно звучит «недостаточно хороша»! Недостаточно хороша в чем? Недостаточно хороша по сравнению с кем или чем? Кто установил «достаточность» значения «хороша»? В каких случаях этого достаточно, а в каких нет?
Вы можете видеть сколько вопросов можно задать из Вашего ощущения недостаточной хорошести! И, поверьте, их может быть еще больше, если рассматривать некоторые более конкретные качества.
Понятно, что сами по себе вопросы о сравнении не возникают сами по себе. Большинство из них имеют свои корни, действительно, в детстве, развиваясь и приживаясь как форма построения взаимоотношений из отношений с самыми близкими людьми. Со временем, если «эталоны сравнения» постоянно присутствовали в таких отношениях, они становятся «нормой» для человека. Он начинает и сам строить свои отношения из оценочных суждений, которые транслируют ему окружающие, обычно значимые для него, люди. Все это может порождать неуверенность в себе, заниженную или завышенную самооценку (в быту – неадекватную) и мешать людям строить отношения на базе других чувств и эмоций. Отсюда же, боязнь быть брошенным, и как реакция «на опережение», бросание первым! Ожидание предательства, ощущение недооцененности, непонятости – вот постоянные спутники неуверенности в себе! При этом страдают любые отношения – как на работе, так и на любовном фронте!
Все можно решить работая над собой! Установить возможные причины таких «шаблонов» в отношении можно и нужно! Выработать понимание того, что оценка, как бы важна она не была для построения отношений, это лишь эмоциональный отклик на ожидаемую реакцию! И если человек сам не испытывает уверенности в своих действиях и чувствах, если постоянно нуждается в одобрении или порицании своих действий, то и реакция на него окружающих будет соответственна! Они будут «одобрять» или «порицать» действия такого нуждающегося, причем, именно в том «ключе», который он от них ожидает! И все вроде бы будет подтверждать уверенность человека в том, что он недостаточно хорош или в очередной раз плох по отношению к окружающим! И если в молодости, когда достаточно подойти к зеркалу, чтобы опять, пусть и на время, убедить себя в том, что все нормально, есть и красота и ум, у способности, то со временем, когда это будет уже не так очевидно, «выравнивать» провалы в собственной оценке будет все сложнее.
Сегодня очень много разной литературы и тренингов по поднятию самооценки и приведению ее к «адвекватным» показателям или собственным требованиям, но, лично я считаю, что такая работа и быстрее и эффективнее будет проходить при помощи специалиста.
Поэтому, Моника, если для Вас важно сохранить собственное достоинство, построить счастливую жизнь и отношения с другими людьми, начните работать над собой! Уверенность в себе, которую Вы сможете восстановить или построить заново, позволит Вам не зависеть от мнения окружающих, позволит реализовать себя, представлять себя миру такой, как Вы есть, без купюр и ремарок! Естественная Вы наверняка сможете построить отношения в любви и найти счастье в семейной жизни! Работа над собой только кажется бесполезной и не приносящей никаких результатов! Это самая благодарная работа из разряда развития личности, потому что только она способна реализовать все плану на жизнь любого человека, сделать эту жизнь яркой и запоминающейся, насыщенной событиями и воспоминаниями! И тогда соотнесения себя с кем-либо еще отпадет за ненадобностью, поскольку Ваша жизнь не может быть и не должна быть похожа на чью-то еще! Она будет только Вашей! Ваша жизнь - Ваши правила! Тогда все что Вы будете делать в ней – все будет иметь значение и ту ценность, которую Вы придаете ей!
Успехов Вам в работе над собой!
С уважением, Елена Гладкова