Я понимаю, что я правда глупая, возможно даже тупая, что мне делать?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я все чаще осознаю что стала очень глупой, возможно даже тупой. Я не сдержанная, не контролирую свое поведение. Я могу сказать или сделать что-то не правильное и только потом осознать, что была не права, но потом я снова повторю свою ошибку. Я не знаю что делать, я в отчаянии. Чувствую, что деградирую и так ломаю свою жизнь. Боюсь, что такими темпами отгоню всех от себя и натворю кучу проблем себе и другим. Вот недавно что-то мне взбрело в голову что жизнь не справедлива и политики нами манипулируют и написала я свое мнение на всеобщее обозрение в группе, где очень много сограждан, а потом там мне сказали, что то, что я написала, оказывается уголовно наказуемо. После этого у меня вообще паника началась. Однажды я из чувства ревности и обиды наговорила всякое обидное субъекту моих эмоций. Часто говорю все то что вертится на языке мужу и родителям. И главное ведь я размышляю об этом и потом говорю, а говорить ведь не следует, надо промолчать, а у меня не выходит. Мне не раз говорил муж, что я не умная, я и сама это чувствую, но признать это не могла, да и не смогу, разве что анонимно, ведь у меня высшее образование. Стыдно если бы мои преподаватели видели какой я стала. Во мне слишком много того, чего я не хочу, слишком много негатива и обиды на весь мир, вот я и жалуюсь и срываюсь на первом кто меня обидел. Кровь вскипает, в дрожь бросает и я начинаю нести ахинею. Типа чувствую себя борцом за справедливость, за свою иди обещаю. В общем веду себя не правильно. Я сама уже не могу себя исправить Дайте пожалуйста хоть какие-нибудь рекомендации. Мне страшно. Не хочу разрушать все что у меня есть. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
Автор вопроса: Илона Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Хиневич Елена Владимировна.
Добрый день, Илона. Спасибо, что обратились на наш сайт.
Для начала хочу отметить, что несдержанность и неумение контролировать свои эмоции относиться к так называемому эмоциональному интеллекту и не имеет никакого отношения к умственному коэффициенту (IQ), это два разных понятия и нельзя считать себя «глупой» или «тупой» только потому, что Вас так оценивают пусть даже самые близкие люди. Хочу заметить, что сам факт наличия у Вас высшего образования свидетельствует о том, что умственный коэффициент у Вас как раз-таки в норме.
Исходя из Вашего письма, смею предположить, что Вы очень сильно зависите от мнения окружающих и это негативным образом сказывается на Вашей самооценке и развивает у Вас повышенную тревожность и неуверенность в себе. Напоминайте себе почаще, что Вы абсолютно нормальны. Мнения других людей конечно важны, но они не должны быть основополагающим восприятием себя. Если еще когда-нибудь Вы услышите в свой адрес слова, которые Вас расстроят не принимайте их на веру, а поинтересуйтесь почему человек так говорит? Что именно он вкладывает в смысл этого слова? Какой конкретно поступок или какие слова вызвали у человека такую реакцию? Поинтересуйтесь как он (она) повели бы себя в этой ситуации? После этого проанализируйте ответы. Это поможет Вам по-другому взглянуть на ситуацию, осознать, что не Вы в целом, а конкретный Ваш поступок вызвал в человеке такую реакцию.
Помните, что все люди разные и именно это делает каждого человека уникальным, каждый имеет право на своё мнение, и Вы не исключение. Идеала в жизни просто нет, каждый совершает ошибки, но это не повод заниматься самобичеванием. Каждая ошибка — это бесценный опыт, который указывает нам на точки роста.
Отдельно хочу отметить Ваш опыт по высказыванию собственных политических мыслей в соц. сетях. Мы живем в демократическом обществе, где каждый имеет право открыто высказывать свои мысли, но действительно есть моменты, которые предусмотрены законодательством. Поэтому в целях Вашей же собственной безопасности прежде, чем это делать лучше проконсультироваться с юристом или поискать соответствующие статьи закона самостоятельно.
Вы отмечаете, что размышляете прежде чем говорить. Но размышлять можно по-разному, в качестве рекомендации могу предложить Вам следующий алгоритм:
1. Остановитесь, успокойтесь и подумайте, прежде чем действовать.
2. Поразмышляйте о своих трудностях и о том, какие чувства Вы испытываете.
3. Поставьте себе позитивную цель.
4. Продумайте варианты решения.
5. Заранее подумайте о последствиях.
6. Приступайте к действию и следуйте наилучшему плану.
Вы пишите, что полны негатива и обиды на весь мир. Обида, как правило, выступает в качестве защитного механизма на агрессию или несправедливость окружающего мира. С одной стороны, обида помогает нам снять с себя долю ответственности за свои неудачи, но с другой стороны препятствует к переходу к решительным действиям в достижении собственных целей (зачем стараться, если и так ясно, что все против меня). Обида относится к негативным чувствам и погружает нас в мучительный круг поиска виновных. Поэтому и избавляться от нее лучше как можно быстрее.
Обидам, как правило, подвержены люди, переживающие в данный момент не самые простые жизненные ситуации, к обидам так же приводит усталость. Находясь в не ресурсном состоянии избавиться от обиды самостоятельно практически невозможно. Для начала необходимо восстановить Ваши собственные ресурсы. Начните с базовых потребностей нормализуйте режим питания, сна и отдыха. Отдыхать сейчас вам необходимо как можно больше: занимайтесь своим любимым делом, читайте любимые книги, слушайте успокаивающую музыку. Только отдохнув и наполнившись собственными ресурсами Вы сможете посмотреть на ситуацию и свою обиду под другим, более рациональным углом.
Работайте над своей самооценкой, она должна быть адекватной и самое главное устойчивой. Никакое высказывание в Ваш адрес не должно выбивать Вас из колеи. Зачастую люди обижают других только с целью повысить свою собственную самооценку за наш счет. В качестве рекомендаций могу посоветовать следующее: любите себя, балуйте себя, хвалите за любые, даже маленькие достижения. Можно завести тетрадь и записывать туда все ваши достижения, даже самые незначительные. Перечитывайте эту тетрадь перед сном и засыпайте с положительными эмоциями.
На некоторые комментарии в свой адрес вообще лучше не реагировать. Особенно это касается интернета и различных соц. сетей. Сейчас получило большую популярность такое направление как «троллинг» (форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении). Троллингом занимаются в основном по 2 причинам: повысить свою узнаваемость, публичность, рейтинг или просто от скуки, с целью привнести веселье в свою скучную жизнь. Игнорируя язвительные замечания в свой адрес от «троллей» Вы и свою нервную систему сохраните и отобьете у них желание писать Вам в таком стиле.
Так же помните, что в Вашем окружении могут быть люди, которые воспитывались абсолютно в другой социальной среде. В их семьях могло считаться нормой постоянно критиковать друг друга, не хвалить за успехи, ругаться. В таком случае лучше сразу обозначить свои границы и предупредить, что в таком стиле Вы не намерены общаться, это Вам не приятно и вызывает у Вас негативные эмоции.
Научитесь прощать. Все люди совершают ошибки, а значит и злиться на них всю жизнь просто не логично. В том числе научитесь прощать и себя. Злость на себя самый большой враг нашей самооценке. Можете написать письмо обидевшему вас человеку или себе вчерашней, чтобы разобраться в своих чувствах и простить.
Признайте, что у других людей может быть мнение отличное от Вашего. Все люди разные, соответственно и мировоззрение у всех различное и это нормально. Это не делает никого «тупее» или «умнее». Это просто два разных мнения.
Одно из главных правил: не молчите, не таите злость и обиду в себе, обсуждайте проблемные ситуации. Очень большой ошибкой многих людей является додумывать за другого, а потом обижаться за собственные фантазии. Иногда случается, что человек даже не думал, что может Вас обидеть, вкладывал абсолютно другой смысл в свои слова. Поэтому в любой непонятной ситуации разговаривайте, говорите о своих чувствах, уточняйте, что конкретно человек имел в виду.
В заключении хочу поделиться с Вами эффективной техникой для избавления от эмоций, которые Вас беспокоят на данный момент: гнев, депрессия, страх, обида:
1. Спросите себя — что вас беспокоит конкретно в этот момент, и просто определитесь с эмоциями.
2. Проговаривать фразу: Не смотря на то, что я испытываю страх или гнев, или обиду, депрессию (нужное проговорить), я все равно люблю и принимаю себя такой, какая я есть. Если Вам вдруг захочется плакать. Поплачьте, не надо бороться со слезами.
3. Через небольшой промежуток времени вы почувствуете облегчение и освобождение от мучавшей вас эмоции. Когда вы будете проговаривать конец этой фразы, поднимите вверх глаза. Потом сделайте вращение глазами по самой большой амплитуде. Мышцы, которые двигают глаза, тесно связаны с мозгом, в них много нервных окончаний, от которых очень много зависит в нашем теле. При вращательных движениях происходит снятие напряжения.
4. Если вы не почувствовали облегчения, то повторите эту технику еще несколько раз.
Надеюсь мои рекомендации окажутся для Вас полезными.
С уважением, Елена Хиневич.