Отсутствие интереса к жизни. Я как будто потеряла себя.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
В моей жизни не было трагедий, но большую часть времени я не чувствую интереса к ней. Иногда это состояние терпимо, а иногда очень мешает.
Моё детство было счастливым, родители добрыми, понимающими и поддерживающими. Также у меня не было болезненный отношений с другими людьми. Что послужило «отправной точкой» апатии, усталости и т. д. мне сложно предположить.
Я люблю жизнь, мне очень нравится общаться с людьми (в те периоды, когда моё фоновое негативное состояние не такое яркое), но, как я уже написала выше, большую часть времени жизнь словно в тягость, и всё делается через силу, а порой и не делается вообще, и я просто ложусь спать посреди дня, лишь бы время быстрее прошло. Но потом неизбежно думаю об обратном, что я попусту его трачу, напрасно провожу жизнь.
Я замужем. С мужем замечательные отношения. Он слушает меня и поддерживает, как лучший друг и любимый мужчина, но каждый свой «крест» должен нести сам. То есть сам создавать смысл своей жизни, искать ответы, проживать жизнь. Поэтому отношения не сильно помогают мне. Часто мне хочется быть счастливой ради него, но это невозможно, если я не могу быть счастливой в первую очередь ради себя.
Я пробую разные методы, чтобы научиться смотреть на мир светлым взглядом. Медитация, йога, спорт, общение, чтение различной литературы, позволяющей мне заглянуть внутрь себя, обучающие курсы, разнообразные радости жизни,
но неизбежно оказываюсь там же, откуда начинала. Нахожу себя в том же состоянии, не в силах продолжить «вырабатывать полезные привычки», «смотреть на жизнь позитивно – с радостью, любовью и благодарностью», и совершенно без интереса даже к общению, которое так важно для меня.
Я знаю, что ничего не бывает сразу. Необходима сила воли, тренировка как ума, так души и тела. Часто я говорю себе, что с этого момента беру себя в руки и буду просто терпеть и не обращать внимания на мои привычки, буду стараться акцентировать внимание на хорошем и в итоге поверю в это, изменюсь. Но меня хватает ненадолго.
Я не могу бесконечно оправдывать свое состояние словами: «Это просто такой период. Отдохну, не буду ничего делать пока что, наберусь энергии», потому что почти вся моя жизнь такой период.
В настоящее время, стабильно уже не меньше пары месяцев я чувствую, как отдаляюсь от жизни. Несмотря на то, что я живу, я будто изолирована от жизни и только смотрю на неё со стороны. Я знаю, что она прекрасна, удивительна и многогранна. Что в ней множество самых разных возможностей. Но мне не хочется изучать, искать, пробовать. Всё кажется безликим, чужим. А может быть, это я безликая.
В данный момент я не работаю. Мы переехали в другую страну более полугода назад. Я изучаю язык (когда могу себя замотивировать). С переездом не было проблем. Он был лёгким, и нам обоим нравится в новой стране. Сначала мы много гуляли. Вместе, иногда с кем-то, иногда я одна. Я ходила на курсы. И практически всегда я была инициатором любой активности. Сейчас же не хочется абсолютно ничего. Но опять же не из-за страны. Проблема только внутри меня, которую я привезла с собой.
Мне хочется просто сидеть весь день, но в то же время, я хочу разобраться с собой, потому что это ненормально, и я не хочу верить, что в апатии мне суждено прожить всю жизнь.
Думаю, уже ясно, что у меня нет желаний. Мне, честно говоря, непонятно, как вообще чего-то делать не на базовом/физиологическом уровне. Нет целей, стремлений. Занятий, которые бы пробуждали интерес, заставляли голову включиться и выйти из спящего режима. Желания себя как-то реализовать, быть причастной к миру. Хотя это всегда было важно для меня – быть полезной, значимой пусть даже в малом деле, причастной.
Я как будто потеряла что-то важное в самой себе. А может быть, всю себя целиком.
Автор вопроса: Анна Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Анна!
Читала Ваше письмо и не могла поверить, что такие глубоко психологичные, философичные мысли, наполненные ощущением тяжести от переживаемого состояния души, от обретённой духовной мудрости, пишет девушка, которой всего 25 лет!
Скажу больше, у Вас есть талант облекать мысль в написанное слово, излагать мысль так, что становится ясным Ваше душевное состояние, начинаешь чувствовать то же. Это очень ценное качество для творческого человека! Вы пишете, что уже многое попробовали (йога, спорт, курсы), хочу задать Вам вопрос, не пробовали ли Вы писать: эссе, статьи, стихи, романы? Сначала хотя бы для себя, в виде дневников-рассуждений о собственной жизни, жизни других людей, о событиях и мире вокруг, о том, как, на Ваш взгляд, например, этот мир устроен.
Анна, в своём письме Вы пишете, что не видите никаких объективных причин для апатии, что в родительской семье всё было хорошо, Вы были счастливым ребёнком, муж Вас любит и поддерживает, Вы любите общение, даже периодически берёте инициативу в свои руки, активничаете, но потом чувствуете себя без сил, впадаете в уныние вроде бы без видимых причин. А далее начинается ощущение, что жизнь в тягость, всё делаете через силу, не можете общаться, но и себя стегать уже не можете, и так длится всю Вашу жизнь, пробовали всякие методы, но они помогают только на время.
Для начала приходит на ум, что необходимо качественное медицинское обследование. Нужно понять, что физически может быть повинным в Вашем состоянии. То, что Вы описываете, может быть симптомами множества недугов, одни из них лечатся таблетками, другие имеют психологическое происхождение.
Читаю Ваше письмо и ощущаю Вашу душевную усталость, апатию, почти депрессию. Но не ощущаю Ваших эмоций. Никаких. Ни позитивных, ни негативных. Вы пишете о том, как Вы счастливы и как здорово всё в Вашей жизни, а я ощущаю дисонанс между написанными словами и тем, что за ними стоит. Так и хочется у Вас спросить, Анна: а Вы уверены, что всё именно так, как Вы это воспринимаете и описываете?
В Вашей жизни произошло очень много позитивных значимых событий, да и Вы сама не проживаете жизнь затворницы. В 25 лет Вы уже замужем, переехали в другую страну, изучаете язык, посещаете курсы, тренинги, много читаете, можете себе позволить не работать.
Анна, у Вас очень насыщенная жизнь! И иногда человеку, особенно если он (как Вы) обладает философским складом ума, склонному к размышлениям, просто физически необходимо периодически побыть наедине с собой, чтобы переработать всю информацию из внешнего мира. А если Вы поинтересуетесь, как проводили и проводят свои дни писатели прошлого и современники, как выглядит быт людей, которые занимаются серьёзно духовными практиками, то поймёте, что это далеко не общение с людьми и активная физическая деятельность 24/7. Возможно, Вы устаёте от общения с людьми, от активности, Анна, Вам требуется время для перезарядки, Вы ощущаете это состояние как апатию?
Как, с Вашей точки зрения, должен выглядеть Ваш идеальный день, когда Вас всё устроит, когда Вы будете считать, что не было того изматывающего Вас "фонового" состояния, это не было зря прожитым временем? Прямо сейчас, Анна, переборите апатию, пожалуйста, возьмите лист и запишите ответы на мои дальнейшие вопросы по мере прочтения. Опишите свой идеальный день прямо по минутам.
А теперь честно ответьте на вопрос и запишите следующие ответы: чей этот образ идеального дня, откуда он у Вас, почему Вы считаете, что именно этот перечень действий и событий гарантирует Вам счастье? Может быть это образ жизни известного Вам человека? Или Вам говорили, что так надо жить? Может быть это совсем не то, в чём Вы всегда нуждались?
В письме ещё я зацепилась за такие Ваши слова: "...я не в силах продолжить «вырабатывать полезные привычки», «смотреть на жизнь позитивно – с радостью, любовью и благодарностью», и совершенно без интереса даже к общению, которое так важно для меня...неизбежно думаю, что я попусту трачу время, напрасно провожу жизнь...буду просто терпеть и не обращать внимания на мои привычки, буду стараться акцентировать внимание на хорошем и в итоге поверю в это, изменюсь..."
Я допускаю, что могу ошибаться, Анна, мне необходимо иметь обратную связь с Вами, видеть Вас, чтобы делать окончательный вывод, но просто ознакомьтесь с моим мнением, ведь я анализирую то, что вижу между Ваших строк. Здесь для меня было ещё одно предположение о том, что Вы, возможно, проживаете не свою жизнь. Пусть обеспеченную и спокойную, ведь Вам повезло с родителями и мужем, у Вас всё хорошо с дальнейшими перспективами, но почему же тогда Вас гложет такая апатия, почему Вам так плохо и кажется, что жизнь проходит мимо? Да вот как раз поэтому, что Вы в глубине души, возможно, хотели бы совсем другого!
Вы словно заставляете себя поверить в то, что надо жить так, как Вы решили когда-то, а сейчас чувствуете себя словно на краю, за стеклом, мысли-искусители в Вашей голове не позволяют Вам радоваться тому, что Вы имеете, не дают Вам разрешить самой себе посмотреть правде в глаза, что всё это время Вы преследовали чужую цель. Эти вредные мысли заводят Вас всё дальше от истинной-Вас, но Вы уже не сопротивляетесь этому процессу.
Мне кажется в Вашем прошлом есть событие, которое Вы сознательно или бессознательно отгородили от себя, вытеснили из памяти, оставив только отретушированную картинку. Событие это могло быть связано с взаимоотношениями мужчины и женщины, с чувствами, эмоциями. Может быть, на Ваших глазах произошло что-то между родителями, между чужими людьми или это случилось с Вами в предыдущих отношениях.
Событие это было такой огромной эмоциональной силы, что оно Вас буквально оглушило, ослепило, выжгло изнутри, как от удара молнии. Ощущение, что эмоции настолько тогда зашкалило, Вы были не готовы встретиться с таким событием или со своей на него реакцией. Именно поэтому сейчас Ваши эмоции в письме так приглушены.
В этом оглушённом состоянии Вы до сих пор словно просто наблюдаете за жизнью, вроде живёте, но как во сне, не участвуя эмоционально в том, что происходит. Рядом с Вами вроде бы есть люди и они даже хорошо к Вам относятся, но ощущение, что нет настоящей эмоциональной близости между вами. Всё вокруг Вас вроде бы красиво, но это только внешняя сторона общения, а что внутри, что стоит за этими декорациями? А где правда? А где чувства? Жизнь красивая внешне, но она словно не Ваша, как в кино.
Позиция безвольной апатичной жертвы возникает, когда человек запрещает себе нести ответственность за себя, прячется от себя, пытается искупить вину за что-то, наказать себя, переложить своё бездействие на злой рок, непонятную болезнь, зависимость от других и т.д. Это - способ принести себя в жертву, лишь бы только не реализовать свой необычный талант, не быть собой.
А где Ваши эмоции, желания, где Ваша жизнь, Анна? На каком этапе Вы отказались от себя? Все Ваши ощущения апатии - от того, что Вы отказались от своего предназначения, от трудного пути. Подчинились красивой и правильной картинке, нарисованной для Вас кем-то.
Вспомните, чего Вы всегда хотели, но до сих пор не смели позволить себе? Я уверена, что в Вас накоплена огромная сила, которую Вы должны наконец из себя выплеснуть. Что-то похожее на вулкан, проявление дикой страсти, необузданности, ярости. Вам уже достаточно брать от мира в виде знаний, ощущений, любви, сочувствия близких Вам в Вашей апатии. Поэтому Вам любое "брать" не приносит насыщения. Всё, что поступает внутрь, должно перерабатываться и быть пущено в дело. В этом смысл.
Пришла пора отдавать, Анна! Вы расходовали свои силы не совсем на то, не праздность и веселье Вам нужно, видимо, а глубокие проблемы других людей. Делитесь своей силой, своими эмоциями, знаниями, поддержкой. Где-то есть те, кто из последних сил цепляется за жизнь и ждёт в надежде, что Вы их спасёте.
Вашу накопленную и нерастраченную за долгие годы ярость может помочь безопасно вывести человек, владеющий духовными практиками, но не успокаивающими как в медитации и йоге, а позволяющими для начала управляемо выйти этой силе наружу, физически разрядиться, обеспечить циркуляцию энергии, управлению ею.
И будьте готовы, что Вас-обновлённую не сразу узнают близкие, которые за столько лет привыкли к Вам-апатичной.
За себя Вам придётся побороться, но Вы прирождённый боец, Анна! Перечитайте былины про Илью Муромца, это был реальный персонаж.