Как найти свой путь и не обращать внимание на чужое мнение?

Вопрос психологу:
Мне 25 лет-и я совершенно не реализована в своей жизни:у мене нет работы, хобби, личной жизни и даже подруг. я не люблю себя.. Постоянно чувствую себя Недостаточно-красивой, умной, общительной и т. п. Чужое мнение влияет на меня и я могу полностью изменить из-за этого свое собственное((
Работы нет, а образование у меня для галочки - совершенно не нужное. Не знаю чем хочу заниматься, хобби тоже нет-боюсь пробовать что то новое, боюсь насмешек со стороны и осуждения, что в свои возрасте ничего не имею((Я хочу поменять свою жизнь, но из-за этой неуверенности и страха не могу-ни физически ни морально! В личной жизни - мне кажется что я не могу кому-то нравиться, везде ищу подвох! А когда действительно замечаю симпатию - закрываюсь и отталкиваю от себя людей.. Я знаю, что проблема идёт с детства-отец был жесток с мамой, мне запрещалось говорить вообще. Дома только ссоры были и тяжёлый физический труд.. В школе все смеялись, буллинг это моё! Издевались, обзывались и все прочее-мальчики особенно.Подруги меня предали - использовали по своим целям и закончилась дружба((((Теперь не верю в друзей, может одной лучше? Не так больно будет??? Головой понимаю-вот мои проблемы, но как с ними бороться???????? КАК НАЙТИ ВЫХОД И НАЧАТЬ ЖИТЬ?? И не поздно ли? Как найти смелость уехать куда-то и не бояться новых людей??? Как найти свой путь и не обращать внимание на чужое мнение??? (помогите мне пожалуйста... Я чувствую, что вхожу в глубокую депрессию, меня посещают мысли, что моя жизнь никому не ценна и зачем вообще жить.
Автор вопроса: Яна Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Токорьян Валерия Викторовна.
Ответ 26
Здравствуйте, Яна.
Спасибо за Ваше письмо. Поблагодарите себя и Вы, ведь Вы сделали важный шаг, без которого невозможно движение вперед – посмотрели прямо в глаза своей проблеме и решили улучшить свою жизнь. Просьба о помощи и правильный запрос – это уже половина успеха. Поблагодарите и похвалите. Эти два простых действия Вам просто необходимо делать постоянно, чтобы вернуть себе место в этом мире, которое Вы потеряли (временно) вследствие жесткого воспитания. Разумеется, только этим и одним ответным письмом ситуацию не исправишь, но мы попробуем обозначить направления, по которым Вам предстоит двигаться.
Из Вашего письма видно, что Вы находитесь на том этапе жизни, когда Вам необходимы перемены, самореализация, открытие новых путей, связей, дружеских и любовных, полное изменение привычного образа жизни. Вы к этому готовы.
В то же время присутствует то, что Вам мешает, тянет назад, парализует, не дает сделать шаг. Это страх жизни, который поселил в Вас отец своей жесткостью и, предположу, мать – своей отстраненностью или эмоциональной незрелостью. Часто отстраненность и эмоциональная холодность матери, вполне объяснимая тем, что таким образом она сама справляется с неблагополучными отношениями, воспринимается ребенком как предательство, он чувствует себя ненужным, лишним, брошенным. Возможно, в Ваших дружеских отношениях Вы также неосознанно выбирали позицию «преданного», так как привыкли к ней в семье, у Вас сформировалась внутренняя потребность чувствовать себя в этом качестве и, соответственно, своим поведением провоцировать окружающих на предательство.
Как вела себя Ваша мама во время, после ссор с отцом? Жаловалась ли Вам? Искала ли у Вас защиты, поддержки? Были ли с ее стороны попытки объяснить Вам причины такого поведения отца, ее реакций, в целом дать оценку отношениям? Как вела она себя после примирения с отцом? Пыталась ли она своим поведением после примирения показать Вам, что «ничего этого не было»? Не это ли поведение стало причиной того, что Вы чувствуете себя использованной и преданной в дружбе? Повторяю, это всего лишь предположение, информации в письме недостаточно, чтобы делать однозначные выводы. Так или иначе, но именно обстановка в родительской семье, безусловно, негативно сказывается на Ваши социальные связи. Это Вы и сами отметили в письме. Отсюда, первый шаг по улучшению качества Вашей жизни – проработка отношений с родителями. Лучше с психологом. Сопровождение специалиста в этой работе поможет пройти этот путь ровнее и безопаснее.
Одновременно с этим начните работу по нейтрализации последствий жесткого воспитания: низкой самооценки, обесценивания себя, своих достижений, страх привязанности, неуверенности в себе. Это вполне можно сделать самой.
Для начала Вам необходимо избавиться от привычки скатываться в негативные эмоции и фиксироваться на отрицательных моментах в жизни. На это растрачивается большая часть жизненных сил и, продолжая злиться на судьбу, родителей, подруг, себя, Вы лишаете себя ресурсов для движения вперед. Превратите «минусы» в «плюс», давайте себе исключительно положительную оценку. Например, «я не реализована в своей жизни, у меня нет работы…» - «я нахожусь в поиске своего пути, передо мной открыты множество дорог, и только от меня зависит, какую я выберу»; «образование у меня для галочки, совершенно не нужное» - «пока я еще не нашла применение своим знаниям, полученным в институте, но они непременно мне пригодятся» (пусть даже и в качестве базы в случае если Вы решите получить дополнительное образование). Человек склонен мыслить стереотипно, редко выходя за рамки привычных убеждений и основывается лишь на своем опыте и опыте своих близких, чье мнение особенно ценит. Отойдите от этой схемы – ищите работу не только по специальности, отсылайте резюме всюду, куда захотите, не сдавайтесь в случае отказов и верьте в то, что Вам обязательно улыбнется удача. Помните, неудач нет, есть только уроки. Предложение может прийти с неожиданной стороны.
Откажитесь от контроля. Да, Вам труднее, чем кому-либо достигать результата, но только потому, что на пути к нему Вам приходится преодолевать не только «естественные препятствия», но и внутренние барьеры, комплексы, главный из которых основан на убеждении: «у меня не получится, я недостойна». При любом затруднении эта мысль возникает первой, дальше включается процесс адаптации, Вы неосознанно «подгоняете» реальность под это убеждение и вот уже перед Вами привычная картинка: Вы не получили того, чего хотели. Теперь же при возникновении подобных мыслей - тормозите себя, не давайте развиться деструктивной схеме, усилием воли заставьте преодолеть страхи «не понравлюсь», «не получится». Делайте вопреки: «я добьюсь», «у меня получится», «я смогу». При первых же шагах страх уйдет, и Вы увидите, что у мира нет умысла навредить к Вам.
Больше общайтесь с людьми. Люди разные и среди них обязательно встретятся и хорошие друзья, и заслуживающий симпатии молодой человек, перед которым не придет в голову закрываться. А, главное, Вы сможете по-новому взглянуть на себя, открыть в себе черты, ранее спрятанные за защитными доспехами. Займитесь спортом, участвуйте в волонтерском движении, чем больше людей вокруг – тем лучше.
Не сравнивайте себя с другими. Каждый человек уникален, у каждого своя судьба, своя стартовая площадка и маршрут движения, цените и уважайте именно свой, даже если сейчас он не такой как бы Вам хотелось. Ничего, Вы всего лишь «разгоняетесь», набираете темп, успехи и достижения впереди. Более того, если Вам достался такой сложный маршрут, значит, в Вас верят, знают, что Вы справитесь. Испытания даются по силам.
Думайте и говорите о себе хорошо. Кем мы себя считаем, так себя и ведем и живем. Составьте список своих положительных качеств и умений, того, что у Вас хорошо получается, хвалите себя за это, совершенствуйтесь в этом. Тренируйтесь отстаивать свое мнение. Вы пишите, что чужое мнение влияет на Вас, и Вы можете полностью изменить из-за этого свое собственное. Полагаю, таким образом Вы справляетесь с беспокойством, вызванным низкой самооценкой и зависимостью от чужого одобрения. Стойте твердо на том, в чем уверены: у Вас есть право нравиться не всем, как и право не оправдываться, право на ошибку, право не понимать что-то и право менять свое мнение. Используйте данные Вам права.
Яна, начинать жизнь заново никогда не поздно, а уж в 25 лет этот процесс может быть полон чудесных открытий и увлечений. Используйте тот негативный опыт, который Вы получили в семье себе во благо. Как говорится в чешской пословице: «Даже плохое для чего-нибудь хорошо». Возможно, только в таких условиях у Вас могло бы родиться желание изменить и улучшить свою жизнь, открыть и воспитать в себе качества, которые остались бы «спящими» при более благоприятных жизненных обстоятельствах.
Вы не можете изменить предшествующие события, но Вам по силам избрать такое направление мыслей, а, следовательно, и действий, который приведет Вас к качественно новому образу жизни.
С уважением, Валерия Токорьян.