Чувство вины перед отцом. Как начать хоть что-либо делать?

Вопрос психологу:
Не знаю с чего стоит начать, возможно стоит с семьи и прошлого, так что вот... Семья обычная, но очень отстраненная, всем нам плевать и не плевать друг на друга одновременно. Все жизнь выходило так, что и сестра получали только материальные блага, какие нам позволяли не самые большие средства. Родители в разводе уже 12 лет, так что всю жизнь жил с матерью и сестрой. Не могу слишком много жаловаться на отсутствие какой-либо даже попытки ментальной поддержки со стороны отца, тк он всю жизнь работает в другой стране и стал жить недалеко только в последние пару лет. Иногда чувствую вину за то, что не могу и не хочу сам как либо поддерживать его, но я просто не чувствую его членом семьи, хоть и видел как он убивался какое-то от одиночества. Мать обеспечивала нас едой и, в принципе, тоже давала нам все, что нужно для существования, но, к сожалению, надо мной и сестрой издевались в школе из-за чего она и я, особенно я, начали очень часто прогуливать школу и потеряли желание учиться, а дома нас ждали не просто отсутствие поддержки, а постоянное унижение, что мы "такие себе" дети. Не вижу смысла много писать об этом, тк считаю, что мне уже более менее плевать на них, наверное как и им на меня.
К концу 9 класса мои оценки были ужасными и я сам это понимал, хоть в школе и были причины, сильно мешающие учебному процессу (школа не в лучшем районе), но я сам виноват в абсолютном большинстве случаев, когда я получал плохие оценки. Забавно, что единственное за что меня хвалила мать: память, ум и тп. Но с моей самооценкой не думаю, что и сейчас могу это воспринимать серьезно, хотя уже лучше, наверное. После 9 у меня было очень много злобы на людей, которые мешали мне существовать в школе и дома, поэтому я решил как минимум не быть с ними на одном уровне и решил пойти в вышку и пошел искать новую школу, тк в старой мне бы отказали исходя из моих оценок. По итогу мы нашли школу почти в центре нашего небольшого города и, черт, это был гигантский контраст. Там были как нормальные ученики, так и усителя, а мои оценки поднялись от ужасных до выше среднего(по некоторым гуманитарным предметам типа общества и истории даже начал занимать призовые места по области). Эта школа была очень хорошей и мне все ещё стыдно, что я даже в таком хорошем коллективе не смог найти друзей и вел себя достаточно отстраненно. И даже там начало проявляться мое желание пропускать уроки из-за страха, например когда не сделал важное задание или что-то такое. Очень сложно было заставить себя учить что либо, хоть материал всегда и запоминался и учился легко, но заставить себя было оооооочень сложно. Помню, что из стазиса максимально запуганного бесхребетного человека меня вывели ещё в классе 7-8 игры на ПК, хоть это наверное и странно. Там я научился хоть как-то общаться и отвечать на хоть какую-то агрессию. Даже от них есть польза, вау. Но, к сожалению, я даже начал слишком сильно перегибать, сидел очень часто с друзьями и хотел успеть все, тк считал, так и сейчас считаю, что в интернете ты нужен людям, пока ты можешь с ними делать что-нибудь. Возможно боясь одиночества, нежелание учиться и тп привело к тому, что я попросил репетитора, тк понимал, что мне нужно образование. По итогу я 2 года играл и учился почти без сна, что наверное скажется или уже сказалось на моем здоровье, но не суть.
После школы я поступил в высшее (мед) и понял, хоть мне и была интересна психология и тп, но я бы не смог так долго учить через силу, хоть и интересные, но уж очень не для меня предметы. Из-за чего впал в наверное самую жёсткую апатию, что была у меня за всю жизнь. Я считал, что бесполезен и не могу учиться, хоть и могу и знаю как, и из-за чего все становилось ещё хуже. Если мне не интересны науки, что изучаются для получения данной профессии, значит я не смогу стать хорошим специалистом в этой сфере, а значит я стану типичной посредственностью не далеко ушедшей от тех, кого я Ненавижу, наверное так будет более четко.
Ушел из универа, год работал у отца уехав в другую страну, по приезду решил поступать за границу и сейчас у меня, до поездки в ту страну, учеба онлайн. Пожалуйста, я не знаю как заставить себя учиться, как заставить себя не чувствовать вину за то, что в меня, похоже что только сейчас, но возможно я ошибаюсь, поверил родитель. Хоть я его и почти не вижу. Если честно, то друзей в реале, как и постоянных в интернете, у меня нет. Иногда чувствую себя очень одиноко, но сейчас у меня просто нет времени на какие-либо отношения того вида, что могут помочь мне с моим состоянием. У меня потерялась, а возможно и не было, цели в жизни, хоть сейчас все и считают, что я задрал очень высокие планки. Но я не понимаю ради чего живу. ради чего стараться? возможно стоит найти того? ради кого у меня появиться желание трудиться? Очень устал и не знаю кого винить кроме себя, хоть и понимаю что так делаю себе ещё хуже.
Автор вопроса: Владислав Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Мачнева Мария Сергеевна.
Здравстуйте, Владислав.
Спасибо за подробный рассказ о себе и своей предыстории. Я услышала несколько разных тем в Вашем обращении, каждую из которых постараюсь разобрать ниже.
Вы несколько раз пишите, что чувствуете себя виноватым в связи с различными вещами - например, из-за того, что не хотите близко общаться с отцом, или того, что можете не оправдать чужих ожиданий - насколько Вам свойственно винить себя за что-либо в повседневной жизни? Если Вы замечаете, что часто чувствуете себя виноватым, постарайтесь понять, зачем Вам понадобилась подобная эмоция. Чего Вы пытаетесь достичь, постоянно обвиняя себя? И есть ли более эффективные способы добиться желаемого? Вы сами пишите, что только ухудшаете ситуацию своими самообвинениями, тогда как Вы объясняете себе, почему Вы продолжаете так поступать? В качестве альтернативы предлагаю Вам попробовать практики самосострадания, предложенные исследовательницей Кристин Нефф. Их можно найти в открытом доступе в интернете, а основаная суть данного подхода заключается в том, чтобы в сложных ситуациях и моментах, когда человек сталкивается с трудностями или проявляет себя не лучшим образом, не заниматься самокритикой и не обвинять себя, а проявить к себе сострадание, признав, например, что ситуация непростая и многим было бы непросто с ней справиться, а также поддержав себя. При этом вовсе не предполагается, что человек перестанет признавать свои ошибки и стремиться к тому, чтобы стать лучше или добиться большего - способность объективно и непредвзято оценивать происходящее лежит в основе данного подхода, а вот от излишней самокритики предлагается отказаться как от малоэффективной стратегии для достижения изменений.
Еще Вы много говорите о том, что пытались и продолжаете пытаться себя заставить хорошо учиться. Возможно, Вы уже устали заставлять себя, и более продуктивным путем было бы найти внутреннюю мотивацию для того, чтобы прикладывать больше усилий для учебы. Исходя из того, что Вы о себе рассказали, у меня сложилось впечатление, что Вы весьма способный человек и обладаете всеми необходимыми качествами и навыками, чтобы преуспеть в учебе, при условии, что Вы будете стараться. Поэтому предлагаю Вам поисследовать причины, по которым Вы решили заново поступить в университет, а также Ваши ожидания от получения данного образования. Насколько Вам интересно то направление, которое Вы выбрали во второй раз? Почему Вы выбрали именно его? На что Вы надеетесь по завершению обучения - какой Вам видится Ваша будущая профессиональная деятельность? И ваша жизнь в целом: что в ней изменится после того, как Вы получите диплом? Какие новые возможности откроются перед Вами после завершения обучения и как Вы сможете ими воспользоваться? Про свою первую попытку получить высшее образование Вы написали, что какие-то предметы были интересными, но не для Вас. А как Вы понимаете, что какой-то предмет или какая-то область деятельности Вам подходят или нет? По каким критериям Вы это оцениваете? Я спрашиваю про это, потому что многие обращают внимание как раз на такие вещи, как степень их интереса к определенной деятельности и уровень вовлеченности в нее, Вы же пришли к выводу, что медицинское образование не для Вас, несмотря на то, что было интересно. Иногда может казаться, что, если что-то действительно твое и тебе подходит, то и получаться все и всегда будет легко и без усилий, однако это не так. Как Вы думаете, могут ли Вам мешать какие-то похожие убеждения или ожидания?
Вы упомянули, что для Вас важно стать хорошим специалистом - это может быть прекрасной мотивацией для того, чтобы больше стараться и в конечном счете добиться успеха. Однако не совсем понятно, что для Вас означает понятие «хороший специалист». Как Вы себе представляете такого человека? Что он должен знать и уметь делать? Какие знания, умения и качества человека могли бы свидетельствовать о том, что он хороший специалист в своем деле? И как Вы могли бы приобрести необходимые навыки, проявить эти качества? Если у Вас пока еще нет четкого представления о том, что отличает хорошего специалиста от среднестатистического, или Вы не знаете, что Вы можете предпринять для того, чтобы добиться желаемого, Вам может быть сложно найти мотивацию для учебы, потому что в таком случае не совсем понятно, в какую сторону Вам нужно двигаться, чтобы прийти к своей цели. С другой стороны, если Вы точно знаете, к чему стремитесь, но у Вас очень высокая планка и Вы считаете, что должны непременно стать самым лучшим, а иначе так и останетесь посредственностью, то у Вас также могут возникнуть сложности. Проблема с сильно завышенными требованиями к себе в том, что, если вдруг у Вас по каким-то причинам не получится им соответствовать или добиться необходимых результатов с первого раза, Вы можете быстро потерять желание что-либо делать дальше и просто перестанете прикладывать необходимые усилия, потому что Вам будет казаться, что Вы уже точно не достигнете желаемого. В итоге Ваш шанс добиться успеха может оказаться меньше, чем в ситуации, когда у Вас более гибкие и реалистичные ожидания и требования к себе.
Наконец, Вы затронули очень важный и всеобъемлющий вопрос о смысле жизни. Поиск смыла - это очень индивидуальный процесс, так как здесь нет каких-то готовых или универсальных ответов. В конечном счете, каждый человек сам решает, ради чего он живет. Подумайте над тем, как бы Вам хотелось провести свою жизнь. Учитывая, что любая жизнь ограничена во времени, что было бы для Вас важно успеть сделать в течение того времени, что Вы живы? Какой след Вы бы хотели оставить или какой вклад Вам бы хотелось внести? Каким, Вы бы хотели, чтобы Вас запомнили окружающие? И почему именно таким? Вы упомянули возможность найти какого-то человека, ради которого Вам захотелось бы больше трудиться, и в чем-то такой человек действительно мог бы служить для Вас источником вдохновения и смысла. Однако я бы не рекомендовала Вам излишне полагаться на другого человека, кем бы он для Вас ни был, потому что отношения меняются, люди приходят и уходят, а Вы в подобной ситуации по сути делаете себя зависимым от этого человека. Если вдруг Ваши отношения с таким человеком изменятся или он уйдет из Вашей жизни, Вы рискуете в одночасье остаться без смыла и без желания что-либо делать. Поэтому лучше все же найти мотивацию внутри себя - так она всегда останется с Вами.
Владислав, желаю Вам успехов в поиске новой мотивации для учебы и исследовании непростого вопроса о смысле жизни! Если у Вас появятся вопросы или Вы захотите обратиться ко мне за консультацией, со мной можно связаться по почте ([email protected]) или в скайпе (machnevamasha).
С уважением,
Мария Мачнева