Как поверить в себя и перестать думать о мнении других?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, давно хотела попросить совета, но не знала у кого.
Я сама по себе очень общительный и позитивный человек, который любит новые знакомства и просто быть в обществе. Но часто я чувствую себя неуверенно, чувствую, что кто-то "выше" меня, беспокоюсь, что обо мне подумают, хочу понравиться кому-то, выглядеть как-то лучше (конечно, к друзьям и привычной обстановке это не относится).
Меня воспитали хорошей девочкой, чуткой, вежливой и уважающей других, поэтому я часто не могу обидеть кого-то, нагрубить, "дать сдачи". Я научилась сдерживать злость, постоянно улыбаться и быть приветливой. Но меня так раздражает этот мой образ "пай-девочки", хочется что-то поменять, как-то измениться, но я не знаю, как это сделать и что для этого нужно.
Я хочу перестать бояться делать ошибки, бояться, что надо мной посмеются, меня не примут. Хочу перестать подстраиваться под других, не волноваться, о том, что обо мне подумают. Перестать
стыдиться чего-то, зря переживать, хотеть всем понравиться и не бояться быть собой.
Хочу полюбить себя и научиться не принижать себя в своих и чужих глазах, уметь принимать комплименты, не оспаривая их, и просто верить в себя и в то, что я чего-то достигну, что я уникальна, и мне не стоит сравнивать себя с другими.
Я понимаю всё, но не знаю, что с эти делать. Мне нужен толчок. Помогите, пожалуйста)
Автор вопроса: Катя Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Лебедева Мария Михайловна.
Катя, здравствуйте!
Это очень здорово, что вы решили написать психологу с таким вопросом. На самом деле, вы довольно хорошо разбираетесь в себе и сами написали причину своего состояния - родительские установки.
Наше восприятие закладывается в детстве. Правильнее даже сказать - формируется фундамент, на котором складываются кирпичики отношения к нам окружающих, наше отношение к ним, отношение к окружающей действительности и отношение нас к себе самим.
Установка ваших родителей правильная с точки зрения морали и социума, но слабая с точки зрения естественного отбора. Не хватает эгоизма, здоровой любви к себе и действий ради себя.
Ваш вопрос - как поверить в себя? Но для начала ответьте на вопрос - зачем это вам? Почему именно сейчас вы решили над этим поработать? Что сподвигло вас? Когда вы увидели, что ваше поведение - мешает вам в достижении желаемых целей? В ответе на эти вопросы скрывается частичное решение. Вы поймете что будет являться критерием успешных изменений в вас.
Давайте разберем причины, указанные в письме:
1) отношения с окружающими “меня не примут”, “надо мной посмеются”, “подстраиваюсь под других”, “”волнуюсь, что обо мне подумают. Самый простой метод перестать бояться осуждения окружающих и их реакции - задать себе вопрос “Что случится при самом плохом раскладе?”. Во многом ту или иную реакцию поддерживаете вы сами, а аргументы окружающих разбиваются о банальное “ну и что такого?”. Как только вы перестанете считать их мнение значимым, оно и вправду перестанет быть таковым и не только для вас. Возьмем гипотетическую ситуацию: для женщины в рамках типичной морали является постыдным, когда лицезреют ее наготу. Слил кто-нибудь пикантные фото. Есть несколько реакций - гнев, страх, стыд и дальнейшие мысли о ничтожестве собственной личности и прочее, а есть другая, более верная - принятие. Ну ок, это произошло. Пускайте слюни, дорогие, ведь кроме как посмотреть вам на большее рассчитывать не придется :)
Я привела специально довольно резкий пример с точки зрения морали и отношения окружающих.
Но это работает в любой ситуации. Никто не может заставить вас испытывать стыд, унижение, гнев - это ваш осознанный выбор испытывать те или иные эмоции. Будьте хозяйкой своих эмоций, настроения, и тогда даже вопроса восприятия со стороны окружающих стоять перед вами не будет.
2) отношение к себе “раздражает мой образ”, “принижаю себя”, “сравниваю себя с другими”. Напишите на листе бумаги свои плюсы и минусы. Самое простое наверняка будет написать минусы. Так вот, задача это написать плюсов на 10 пунктов больше. Т.е. написали 10 минусов, значит 20 плюсов. Цифры произвольные, главное - разница между ними в 10 пунктов. Примите себя, посмотрите на себя с точки зрения положительных сторон, качеств. Вы уникальны даже в самом своем существовании. В том что вы есть в этом мире - вы уже уникальны, другой такой Кати с вашими мыслями, суждениями и переживаниями нет. Цените себя и свою жизнь. Как только вы начнете действовать с целью достичь СВОИХ интересов, СВОИХ амбиций, получите первые результаты - ваше отношение к себе начнет меняться. А там и окружающие подтянуться, хотя вам это уже будет не так важно:)
И по поводу злости, Катя, не нужно сдерживать эмоции внутри себя. Это не решение, а лишь отсрочка кома, которые накопиться и выплеснется наружу с большой силой. Каждый раз, когда вы начинаете испытывать гнев или злость - разберите ситуации, задайте вопрос - ПОЧЕМУ? что заставило испытывать вас эту эмоцию, так ли все на самом деле, как вы восприняли? Стоит ли эта ситуации в принципе ваших эмоций?
Также есть отличные варианты сублимации - спорт, искусство. Направьте гнев и злость в нужное вам русло и вы будете в плюсе.
Надеюсь, что была вам полезной. Готова ответить на вопросы и комментарии. Пишите :)
С уважением,
Лебедева Мария