Когда сдаю зачет, очень сильно волнуюсь. Чувство апатии.

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне 18 лет и студентка первого курса. У меня сильные проблемы с волнением, тревогой и зажатостью. Я всегда готовлюсь к зачетам, про себя рассказываю или кому-то у меня все получается, но когда приходит момент сдавать зачет преподавателю, я очень сильно теряюсь, забываю все, вхожу в тупик и логически не могу даже двух слов связать. Я прошу преподавателя мне поставить положительную оценку, на что она мне отвечает : "Чтоо? Ты этот предмет даже на три с минусом не знаешь". Из-за чего я начинаю опускать руки и думать что я не достойна ничего. Недавно когда сдавала зачет, она с ходу мне сказала, что если ты также будешь рассказывать как в тот раз, то лучше не задерживай других. После того, как я рассказала, она начала смотреть мою успеваемость (она ни с кем так не ведет себя) и сравнивать оценки с ее предметом, что литература и география у меня 5 и эти предметы тесно связаны между собой и ее ввело в сомнения, затем она спросила меня о том, что я хочу на четыре и стала меня публично унижать, я развернулась и ушла. Я не пойму, что со мной, почему я так зажата и сильно волнуюсь, у меня от волнения даже лицо краснеет. И почему ко мне так относится преподаватель, я думаю, она наоборот должна поддерживать студентов.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Добрый день, уважаемая Екатерина! Спасибо за ваше обращение.
Вы пишете: "...когда приходит момент сдавать зачет преподавателю, я очень сильно теряюсь, забываю все, вхожу в тупик и логически не могу даже двух слов связать."
Вопрос такой:это происходит всегда или с каким-то конкретным преподавателем? Вы упоминаете, что вообще-то учитесь хорошо - на 4 и 5. Что конкретно вас пугает? Подумайте, что будет если вы не сдадите? Смертельно ли это? Есть ли пересдача? Не скатываетесь ли вы в катастрофизацию (почитайте об этом феномене)? Это одна сторона. Другая возможная сторона: нет ли у вас излишнего перфекционизма, боязни сделать ошибку и повышенной совестливости? Кому вы боитесь не угодить? Откуда это пошло? Позволяете ли вы себе немного расслабиться? Третья возможная сторона: неустойчивая самооценка, которая зависит от окружающих. Вы пишете: "Из-за чего я начинаю опускать руки и думать что я не достойна ничего." Неужели вашу личность можно целиком оценить по одному предмету и одной отметкой? Понимаете, дорогая Екатерина, человек важен сам по себе, вне ярлыков. Просто потому что он родился. Да, нас взращивают в оценочной системе, родители прививают нам мысль, что важны оценки, а не мы сами, но это не так. Вы уже взрослая и теперь сами можете сказать кто вы и на что способны. Для этого не обязательно ориентироваться на оценки. Несколько советов:
1)Попробуйте закрыть глаза и посчитать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох.
2)Звучит странно, но представьте что все вокруг вас голые. Это позволит сделать ситуацию абсурдной, окружающих покажет в менее выигрышном свете, а вы немножко отстранитесь от своего страха.
3)Представьте, что вы в защитном пузыре и ничто вам не угрожает.
4)Попробуйте в пики волнения резко говорить себе "стоп".
5)Выпишите на листочек свои сильные стороны, чтобы убедиться в собственной ценности, вне зависимости от оценок.
6)Представьте, что вы играете роль и ведите себя противоположно обычному: говорите громко, храбро и напористо. Потренируйтесь перед зеркалом. Это позволит вам раскрыть новые грани поведения. Можете взять за образец кого-нибудь.
Теперь по поводу преподавателя. К большому сожалению, очень часто в наших школах и университетах преподают невротики, которые оказывают негативное влияние на психику студентов и учеников. Вы пишете: "Недавно когда сдавала зачет, она с ходу мне сказала, что если ты также будешь рассказывать как в тот раз, то лучше не задерживай других." Преподаватель использует манипуляцию и унижение, не ведитесь на это. Будьте выше. Она обесценила вас, окунула головой в дерьмо при всех, но это только ее проблемы, ее попытки защитить себя от мира и возвыситься над ним, решить какую-то свою внутреннюю проблему, дефект. А вы просто случайно попали под руку. Это не относится лично к вам, не берите на свой счет. Поймите, что это ее ошибка восприятия и реакции. Так как вы находитесь в зависимости от нее, вряд ли вы можете себе позволить что-то ответить, но напишите на листочке все, что вы о ней думаете в виде письма, чтобы это не вертелось в голове вечно. Удачи вам в жизни и на экзаменах! Чтобы токсичные люди и преподаватели попадались как можно реже.