Повторение жизненных ситуаций.

Вопрос психологу:
Всю жизнь повторяются жизненные ситуации по одному сценарию. Ситуации идут одна за другой, приведу примеры. Например, год не могу найти работу. Когда уже морально истощена, наконец нахожу работу мечты и год живу и радуюсь. Потом проблемы на работе нарастают, и я увольняюсь с паническими атаками. Или например уже не могу жить с надоевшим родственником в конфликте в одной квартире, он наконец переезжает и я живу какое-то время в эйфории, до следующей проблемы. Или например встречалась с парнем, отношения были ужасные, я страдала. Наконец рассталась с ним, и встретила прекрасного подходящего по характеру и очень счастлива. То есть повторяется ситуация: я чем то недовольна, иду к цели, нервничаю, истощаюсь, потом добиваюсь и живу в эйфории, нахожу следующую проблему и все повторяется. Подскажите, что за круг у меня получается, как из него выйти. В данный момент я опять морально истощена и решаю очередную трудность в жизни. Сижу с ребенком в декрете, и все бы ничего, но это длится уже 4,5 года. Сначала мне нравилось, потом стало скучно, а сейчас очень тяжело. Хочется выйти на работу, а ребенка в садик, но малыш часто болеет, и я сижу с ним дома. Родственники приезжают на часок раз в неделю, а мне хочется отдохнуть. Вообще я нервная и хочу изменить ситуацию, но не могу. Всегда так в моей жизни. Думаю когда ребенок пойдет в садик, появится новая мучающая меня проблема.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Морозова Елена Павловна.
Добрый день, Ольга!
То, что Вы описываете находит отклик в понятии сценария. Сценарий - это психологическая движущая сила (установка), которая сопровождает нас по жизни и ведёт, хотим мы этого или нет. Только осознав свой личный сценарий мы сможем выйти из замкнутого круга. Как правило сценарий формируется в раннем детстве (до 5 лет). Чтобы он сформировался необходимо воздействие окружающей среды (наши родители или лица их замещающие) и наша реакция на данное воздействие. Чем больше сила и продолжительность воздействия внешней среды на ребёнка, тем сильнее сценарий будет проявляться во взрослой жизни и управлять ею, хочет того человек или нет. Реакция ребёнка на воздействие зависит от генетики и темперамента. Меланхолики чаще подвержены идти на компромисс, страдать и адаптироваться. Сангвиники, например, выбирают реакцию протеста и делают то, что запрещали родители. Обе реакции противоположные, но они являются следствием сценария. А значит человек не выбирает жизнь, которую хочет прожить, а старается следовать привычному поведению из детства.
Выйти из сценария возможно. Для этого необходимо осознавать все свои действия и понимать себя. Чтобы выявить сценарий есть ряд рекомендаций и упражнений.
1. Начните с анализа всей вашей жизни. Погрузитесь в детство. Вспомните поведение ваших родителей, способы их воспитания и Вашу реакцию. Затем проанализируйте подростковый периода и юность. Если вы заметите, что люди и ситуации меняются, а результат остаётся прежним - Вы в сценарии. Те ситуации, которые происходят с Вами регулярно (повторяются больше 2-х раз) особенно выделите для себя.
2. Теперь Вы знаете, где сценарий работает. Заведите тетрадь и ведите таблицу. Опишите ситуации, которые повторяются регулярно. Рядом постарайтесь найти причины данного сценария. Здесь возможно будет необходима помощь психолога. И в третей колонке запишите вариант другого поведения и другой редакции на происходящее. Только осознавая все свои мотивы поведения Вы сможете управлять своей жизнью.
3. Если есть обиды на родителей, постарайтесь простить их. Родители воспитывают детей исходя из своего опыта, они другого не знают. У Вас есть шанс всё исправить, если Вы вооружитесь знаниями психологии и силой воли.
4. На протяжении всей жизни у нас могут возникать трудности. И от наших действий зависит исход развития событий. Здесь важно взять ответственность на себя и понять, что только мы можем изменить свою судьбу. Можем на опыте и на знаниях выбрать другую стратегию и решить ситуацию в свою пользу. Это касается всех сфер жизни.
5. Когда Вы страдаете, здесь необходимо не терпеть. Можно претерпеть - делать всё, чтобы выйти из гнетущей ситуации.
6. Вы можете найти дело по душе или удалённую работу. Это поможет не стоять на месте и совместить с воспитанием ребёнка.
7. Также можете вести дневник. Записывать то, что беспокоит. Анализировать также позитивные стороны дня и жизни в целом.
Ольга, я желаю Вам успехов! Если необходимо сопровождение, я готова помочь.