Постоянно сравниваю себя с другими.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня есть несколько проблем, но все они, как мне кажется, связаны с моей самооценкой. Во-первых, я всегда была очень веселой девушкой, во всех компаниях я играю роль такого весельчака, задаю настроение, шучу. Но последние годы я стала замечать, что мои друзья не воспринимают меня всерьез. Я заметила это даже в поздравлениях с днем рождения, где мне все пишут: ты - самый смешной и веселый человек, которого я знаю. Я бы хотела, что бы со мной общались и ценили за то, что со мной интересно, говорили, что я искренняя, красивая, душевная, но не смешная... это даже звучит уже обидно для меня. Вероятно, на мое поведение повлияла моя мама, которая очень веселая и жизнерадостная, часто поднимает настроение. Особенно я это стала замечать в том, как она общается с моей маленькой двоюродной сестрой, она постоянно пытается её развеселить. Я стараюсь перестать играть роль клоунессы среди друзей. Я бы хотела получить совет, как себя вести по другому, что бы люди стали воспринимать меня как разностороннюю личность.
Еще одна проблема, это то, что я постоянно сравниваю себя с другими: друзьями, сверстниками. Меня почему-то очень расстраивает тот факт, что у них что-то получается, их счастливые отношения, путешествия. Я знаю что это не нормально, и я стараюсь радоваться за моих близких друзей, но искренне у меня это правда не получается. Чувство зависти не дает мне покоя. Даже в вопросе отношений: у меня за 18 лет ни разу не было отношений я бы не сказала, что я сильно переживаю по этому поводу, но, безусловно, это отображается на моей самооценке и я знаю, что всему свое время и у меня еще вся жизнь впереди, но я все же не понимаю, почему у других девочек с 15 лет уже кучи поклонников, я вижу какие подарки им дарят, какие они счастливые, а у меня этого не было никогда. Если вспоминать детство в этом случае, но мои родители всегда дарили мне хорошие подарки, папа все еще остается единственным мужчиной который дарил мне цветы. Мне говорили какая я талантливая и красивая, по этому не могу найти проблему. Я даже скрыла публикации своих друзей в соц. сетях, что бы не видеть как им хорошо. Подскажите мне, пожалуйста, как справиться с этими эмоциями.
Я не знаю почему так происходит, но когда я что-то планирую и это событие отменяется и испытываю невероятное чувство уныния, могу плакать несколько дней, у меня трудятся руки и я ничего не могу с этим сделать. Я читала книги, где были хорошие советы по типу "мы сами выбираем свою реакцию на любое событие" и я с этим согласна, даже нашла практическое применение в других ситуациях, но не когда речь идет об отмене планов. Что бы вам лучше удалось понять мои эмоции, приведу пример. Две недели мы с друзьями планировали поездку, уже забронировали отель, я выбрала заведение, где будем кушать и гулять, но в один момент друг сказал что мы не сможем поехать, и проблема даже по сути не в нем, а в его родителях, но я настолько расстраиваюсь, что мне трудно описать всю боль, что я испытываю внутри. Я не могу себя утешить всеми известными фразами по типу : Все что не делается - все к лучшему, хотя может оно так и есть. Когда это происходит, я начинаю искать другие варианты с кем я могу поехать например, и тогда становится еще хуже, потому что я понимаю что у меня никого нет. В конечном итоге я настолько накручиваю себя, что я не понимаю почему вокруг у моих знакомых такая счастливая жизнь, много друзей, они постоянно путешествуют, а у меня вот так. И да, я знаю, что у всех есть свои проблемы, о которых мы не знаем, но я все равно считаю что я заслужила быть счастливой.
В результате, я предполагаю, что мои проблемы связаны с недостатком любви к себе, я читала много книг по этому поводу и советов, которые тут писали, но все же я не нашла пока что того, что помогло бы мне.
Возможно вы бы могли посоветовать какие-то практики или вы скажите, что для моей проблемы необходимо пройти полный курс у психолога?
Заранее спасибо большое!
Автор вопроса: Мила Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Добрый день, уважаемая Мила! Вы очень здравомысляще и психологично рассуждаете, что вызывает уважение. Вы совершенно правы, что лучше терапии ничего нет и за одно письмо вряд ли можно решить проблему, если только это какой-то пустяк. Однако, по пустякам обычно и не обращаются. Давайте попробуем немножко пройтись по тому, что вы пишете.
"Но последние годы я стала замечать, что мои друзья не воспринимают меня всерьез. Я заметила это даже в поздравлениях с днем рождения, где мне все пишут: ты - самый смешной и веселый человек, которого я знаю."
Уважаемая Мила, они просто выделяют то, что лежит на поверхности, самую бросающуюся в глаза черту, которая им нравится. Это, возможно, означает, что у вас нет по-настоящему близких друзей, которые видят вас как бы изнутри. Либо это может означать, что настоящие друзья есть, но по какой-то причине вы все-равно ощущаете какой-то дисконнект с ними, а это уже, в свою очередь, как вы говорите, может свидетельствовать о недостатке любви. То есть вы перекидываете свои чувства на них, считаете, что они вас не ценят, не воспринимают, хотя это может быть и не так. Попробуйте, уважаемая Мила, пообщаться со своей детской частью, которую может быть, как вам кажется, ценили только за смех и радость. И ей это было обидно. Она пыталась как-то соответствовать требованиям взрослых, чтобы быть любимой. Теперь вы уже сама взрослая, скажите себе, что любите себя и принимаете. Пускай ваша детская часть не грустит. Начните о себе заботиться: делайте то, что вам нравится, балуйте себя, говорите приятные слова. Что в вас есть хорошего, что вы цените? Перечислите для себя. Что вы любите делать? Пускай в вас разовьется новая субличность, зрелая. Которая будет вести малую. В каком-то виде ваша проблема характерна для всех людей. Кто-то боится, что его любят лишь за красивую внешность, кто-то, что лишь за деньги. Знаете, к сожалению, во всех действиях человека прослеживается стремление к выгоде. Людям приятно быть с вами, ведь с вами весело. Это их выгода. Вы тоже имеете какую-то выгоду от общения с ними, иначе вы бы не контактировали. Примите такой уклад. Так устроена наша психика. "Я стараюсь перестать играть роль клоунессы среди друзей." Есть ли у вас один, наиболее близкий друг, с кем можно было бы быть любой? Который бы видел ваши разные стороны и принимал их. Совсем не обязательно прощаться с чувством юмора, нужно просто развивать более тесные связи с кем-либо, рассказывать о себе, делиться. Попробуйте поинтересоваться у кого-нибудь что они еще о вас думают. Наверняка, это будет не одно только слово "веселая". Ведь вы хорошо общаетесь с этими людьми. Прямо так и скажите, как бы глупо это ни звучало: "Опиши, пожалуйста, меня, какие у меня есть черты". Знаете, иногда некоторые люди оказываются весьма неожиданно проницательными.
"Меня почему-то очень расстраивает тот факт, что у них что-то получается, их счастливые отношения, путешествия." Это лишь означает, что у вас есть потребность в чем-то, чего у вас нет. И эта потребность не удовлетворяется. Зато когда у других это появляется, что-то внутри вас заявляет о том, что это вроде как несправедливо. "Я знаю что это не нормально, и я стараюсь радоваться за моих близких друзей." Есть расхожий стереотип о том, что зависть - плохо, что это грех, но самом деле, вам нужно принять свою зависть. Зависть - это нормально и все люди ее испытывают. Другое дело, когда она становится патологической и разрушает вас и ваши отношения. Скорее всего, вы правы, что проблема кроется в самооценке. Что-то тянет ее вниз и, вероятно, когда у кого-то что-то появляется, ваша самооценка еще на пару пунктов понижается. Тут нужно проанализировать откуда идет проблема. Почему несмотря на то, что вы искренняя, красивая, душевная, вам кажется, что кто-то лучше вас? Не было ли такого, что кто-то из родителей или родственников вас постоянно сравнивал не в вашу сторону? Что кроется за этой завистью? Когда она началась, что ее запустило? У вас получается порочный круг: где-то внутри себя, вы ощущаете свою низкую самооценку, потом что-то вас задевает и она становится еще ниже, таким образом, ваше изначально неверное утверждение будто подтверждается. Каждый человек ценен уже по праву рождения. А может быть, вам просто чего-то не хватало в жизни. Каких-то материальных вещей. Или достижений. Что вызывает такую реакцию. Это тема для проработки с психологом. "почему у других девочек с 15 лет уже кучи поклонников" Прямо у всех? Тут, на этом ресурсе, допустим, много тех, у кого их тоже нет. Это называется обобщение, которое мешает вам видеть ситуацию более здраво. Почитайте мою статью про ловушки восприятия и проследите, какие из них для вас характерны. "я вижу какие подарки им дарят, какие они счастливые" - точно счастливые? Нам всегда кажется, что где-то трава зеленее и другие счастливее нас. Но если посмотреть вовнутрь каждый человек по-своему несчастен.
"Я даже скрыла публикации своих друзей в соц. сетях, что бы не видеть как им хорошо." - если это понижает ваш дискомфорт, имеете право.
По поводу отмены планов, что вы ощущаете? Это исходит из убеждения что ваши желания должны сиюминутно исполняться? Или из убеждения что раз кто-то поехал, значит у него что-то лучше? Вы совершенно правы, вы заслуживаете счастья. И то, что вы прочли, про то, что счастливыми мы делаем себя сами тоже правда. Но каждое осознание происходит после предыдущего. Это как... уровни. Сперва происходит один уровень осознания, потом происходит раскрытие других. А пока первое не сделано, доступ к другим закрыт. Поэтому ваша задача начать медленно и постепенно себя осознавать. Следите за своими мыслями и эмоциями. Что порождает ваши чувства? Что за ними стоит? Откуда взялась та или иная мысль? Многие из них идут из детства и не является результатом нашего опыта. Они как бы базовые и тяжело поддаются отлавливанию. Новые же идеи легче отлавливать и анализировать. Ищите вредоносные идеи, которые вас разрушают. Не отождествляйте себя с мыслями. Вы должны нащупать что-то такое, что позволит расколоть этот орех с проблемой. И это может занять долгое время. Удачи вам вашем самоисследовании!