Как побороть апатию, неуверенность в себе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Анна и мне 18 лет. Хочу начать писать немного о себе: я скромная и стеснительная по характеру, но добрая, немного неуверенная, у меня нет друзей уже года как 2,5 года (за все это время гуляла 1 раз с одногруппницей, но у нее появилась лучшая подруга и тоже наша одногруппница, но я и не стала мешать им общаться, т.к. поняла, что человеку со мной не интересно) все остальное свободное время проводим с парнем (ему в феврале 22 года исполнится, идет 4ый год как мы вместе), есть знакомые по работе и на учёбе, (3 года в отношениях), в школе начиная с 5 класса был буллинг и у меня там было очень мало друзей, я бы даже не назвала их друзьями, к концу 9 класса он закончился и я потом ушла со школы в колледж, семье мама с папой в разводе и с детства было много плохих ситуаций по отношению отца к маме, что и привело к разводу. Живу с мамой и братом. С отцом не общаемся. Он никогда в детстве не уделял нам с братом внимания и часто мог сильно ругать. Часто пил и ругался на маму без причины.
Сама суть вопроса и собственно почему я решила сюда написать.
1) Мне трудно адаптироваться в новой компании людей, я чувствую себя неуверенно, что надо мной будут смеяться, говорить да спиной, и что я не буду никому интересна, т.к. я довольно стеснительная, замкнуто себя чувствую и не могу влиться в разговор из за своей неуверенности, меня даже чуть чуть начинает трясти из-за волнения. Мне требуется много времени, чтобы привыкнуть к человеку. Но и в то же время я очень хочу найти себе подругу, с которой мы будем близки и будем общаться как сестры, но как только я начинаю общаться с девочками, я вижу, что им со мной не интересно, им скучно и они не видят в дальнейшем общении со мной (так со временем произошло и на учебе). Исходя из всего вышесказанного я не могу начать первая знакомиться. Мне мешает моя неуверенность, как правильно начать над этим работать, как стать самоуверенной? Может для этого эти тактики, над которыми надо работать?
2) В отношениях с парнем иногда я могу сделать из мухи слона и потом мучает совесть.. Переживаю, что из-за меня отношения могут рухнуть и парень не будет ко мне относится так, как раньше. Как перестать обращать внимания на незначительные вещи, на которые по сути можно закрыть глаза, возможно это просто моя неуверенность в себе играет роль?
3) Меня уже как 2 дня подряд мучает стресс. День может начаться хорошо, но потом резко нападает настроение, хочется плакать, падает аппетит (за 2 дня по-хорошему кушала только 2 раза), болят мышцы рук без физической нагрузки. Мой парень уехал недели 3 назад к родителям в другой город (сами мы не из Москвы, вдвоем из одного города, учимся же мы в Москве), я не поехала из-за некоторых причин. Сижу дома все это время, если выхожу, то только в магазин за продуктами, очень редко куда то по делам. Гулять мне не с кем. Мама на работе до вечера, поэтому с ней тоже не часто общаемся, но отношения с мамой хорошие. Мне одной скучно, я не знаю, чем себя занять, одна не гуляю, тк становится некомфортно.
Как избегать подобных ситуаций и не падать духом?
Думаю, что у многих людей есть подобные ситуации, как у меня. Было бы очень приятно, если мне ответят и возможно что-то мне поможет.
Заранее большое спасибо!
Автор вопроса: Анна Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Кобец Яна Геннадиевна.
Здравствуйте Анна! Спасибо, что задали вопрос. На самом деле он очень актуален для многих людей на сегодняшний день. Неуверенность в себе может носить совершенно разные маски: начиная от робости до чрезмерной агрессии и доминирования над другими. Часто человек скрывает свою неуверенность за наглостью и чрезмерной активностью. Действительно уверенный в себе человек спокоен, позитивен в общении и самодостаточен. Он может отстоять свою точку зрения, но при этом легко выслушает противоположную. Может признать свои ошибки и принять конструктивную критику если увидит в ней объективность.
Восприятие себя формируется с детства, с детско-родительских отношений. Поэтому довольно часто причины неуверенности в себе и в своих силах кроются именно в детстве.
Но все можно изменить если не поддерживать эту установку и поменять отношение к себе. Нужно понаблюдать за тем, какие мысли чаще всего вы слышите о себе самой. Скорее всего это мысли критикующие, принижающие. Также могут быть завышенные требования к себе и постоянные сравнения себя с теми, кто кажется Вам более уверенным и успешным в разных сферах.
Предлагаю Вам понаблюдать за собой, можно вести дневник, чтобы было легче отслеживать деструктивные установки и заменять их на конструктивные.
Начните с того, что запишите все свои сильные стороны. Проанализируйте как Вы можете их развивать и что для этого нужно делать. Важно видеть свой ресурс и перевести внимание с недостатков и неудач на развитие сильных сторон Вашей личности.
Во что мы вкладываем свое внимание, то и развиваем в себе. Если наше внимание в дне сосредоточено на слабых сторонах и недостатках, то они укрепляются в нашем сознании. Также важно понять, что даже из лимона можно сделать лимонад. То есть даже у недостатков и слабостей есть обратная сторона медали. Можно подумать как можно использовать свои слабости в конструктивном русле. Как пример: чрезмерную эмоциональность и чувствительность можно реализовать в творчестве, медленность при выполнении работы превратить в высокое качество и точность и т.д.
Важно каждое утро начинать с позитивного настроя, с улыбки и благодарности за новый день. Отмечать в дневнике все победы и позитивные моменты. Важно прекратить критиковать себя за внешность, черты характера и неудачи. Все негативные мысли о себе заменять сразу же на хорошие.
Можно часто наблюдать, что идеальные по нашему мнению люди очень неуверенные в себе. В тот момент, как люди с явными недостатками ведут себя уверенно. Такие люди как правило располагают к себе, с ними приятно проводить время и беседовать на любые темы. Если человек принимает и любит себя таким, какой он есть, тогда и другие ведут себя с ним подобным образом. Наше восприятие себя формирует отношение к нам окружающих людей.
Также важно постоянно развиваться, побольше читать, изучать то, что Вам интересно. Человек не должен останавливаться в своем развитии. Развиваясь, нам есть чем делиться с другими и мы всегда знаем как начать и поддержать интересную беседу.
Немаловажную роль также имеет момент выхода из зоны комфорта. Это помогает нам перешагнуть свои страхи и побороть неуверенность. Это возможность обрести новый опыт и узнать что-то новое. Делая шаг навстречу неизвестному мы расширяем свой кругозор и вырабатываем уверенность в себе. На самом деле человек, который хочет, достигает большего, чем тот, кто это может сделать, но бездействует. Для наглядности можете прочитать в инете притчу о глухом лягушонке.
Также необходимо наметить себе посильные цели. Часто мы ставим слишком высокие цели и разочаровываемся, что не может достичь их сразу. Разделите достижение глобальной цели на маленькие этапы и каждый день делайте то, что потихоньку приближает вас к следующему этапу.
Если Вам нужна дополнительная консультация, может созвониться в Скайпе или пообщаться по электронной почте!
Успехов Вам!