Как перестать бояться давления в свой адрес?

Вопрос психологу:
Добрый день, я ещё учусь в колледже, у меня довольно спокойный и дружный коллектив, все учителя адекватные и сами по себе, хорошие люди. Но, лично для меня, встать у доски и зачитать слова с листочка становится целым испытанием. Нет, не потому что читать уже с готового текста сложно, а из-за моих неконтролируемых эмоций: ноги подкашиваются, руки сами по себе начинают трястись, я вся бледнею и голос дрожит. Нервничать — это нормально, однако, у меня это выходит за рамки. Стоит учителю немного надавить на меня, так у меня происходит истерика. Я не хочу такое внимание к себе, я не горжусь тем, что происходит со мной. Я пытаюсь прятать свои эмоции, подавить их, но это редко получается, в лучшем случае, спрячусь где-нибудь в безлюдном месте, разрыдаюсь, витру слёзы и до окончания дня буду скрывать этот факт, потому что стыдно за себя. И так происходит во всём.
Видите ли, такая проблема берёт начало ещё с самого моего детства. Моя мама всю мою жизнь никогда не скупилась на крики, визги, агрессию, манипуляции на мне. Она законопослушный гражданин, ходит на работу, ведёт себя нормально, но это только на публике, но на самом деле, каждый день, приходя домой, она лезет в мою личную жизнь, обесценивает мои достижения в колледже, требует отчета, о каждом пройденном шаге. А когда ей скучно, то с лёгкостью доводит моего младшего братика до истерики, хотя, ей не составляет труда также доводить и меня тоже. Она раздувает скандалы на ровном месте, однажды, она даже устроила мне целый "концерт" из-за того что... я посмела доесть последнюю котлету на сковороде. Притом, у нас в холодильнике лежала ещё пачка, но моя мама настолько взбесилась, что кажется, у неё от злости все вены на теле раздулись. И так, из месяца в месяц. И только посмей ей не угодить, она всегда чем-то недовольна и не стесняется делать колкие замечания. Ей всегда лучше знать как нужно жить этой жизнью, а все остальные дураки, в том числе и я. Сколько же меня мама доводила до слёз... а папа? Папа никогда ей не мешал и тихо сидел в стороне, в худшем случае, надменно смеялся надо мной и отпускал издёвки в мой адрес. Никогда не забуду те дни, когда меня мама била по голове дневником, стоило мне получить хотя бы одну двойку, а потом выгоняла из дома. А стоит мне попробовать ей дать сдачи, так она ещё громче на меня орёт и поливает грязью.
Автор вопроса: Аноним Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Морозова Елена Павловна.
Здравствуйте, Аноним!
По описанию, Ваша мама является домашним тираном. Её гнев направлен на более слабых в семье. Причин такого поведения может быть множество, но чаще всего - это следствие внутренней неудовлетворенности жизнью. В душе Ваша мама любит Вас, но поступает так потому что, возможно в детстве с ней также поступали её родители и она другого не знает. Родители всегда передают своим детям через своё поведение и манеру воспитания то, что они знают сами. Постарайтесь от родителей взять что-то полезное, ведь где-то есть семя добра, полезный совет или наставление. Остальные пробелы в воспитании можно дополнить в себе самостоятельно. За весь негатив постарайтесь простить своих родителей - это самое трудное, но и самое важное. Если Вы сможете это сделать, пройти остальной путь будет легче. С другой стороны, при наличии собственной семьи, Вы теперь можете понимать, какое поведение негативно сказывается на детях, а какое воспитание с помощью принятия и поддержки окажет положительный эффект.
В случаях, когда мама сразу пыталась подавить вас криком, негативным или агрессивным поведением, Ваш организм переживал стресс, всё внутри сжималось и сказать (заявить) о своих желаниях было просто невозможно. Подобные чувства Вы можете переживать во время ответов перед всеми одногрупниками. Вы боитесь неизвестного. Подсознательно, возможно Вы боитесь той же агрессии, только от других людей и тем самым сказать о себе миру становится невозможно. Вы такие не одни. Страх публичных выступлений стоит на втором месте после страха за свою жизнь. Но справится с ним возможно, многие знаменитые и преуспевающие люди были "заражены" подобной проблемой, но сумели справиться. Любое выступление - это выход за рамки привычного поведения. Поначалу это трудно, но тренировки помогут Вам "нарастить" психологическую защиту и выступать будет легче. Чтобы лучше выходить из зоны комфорта, можно сделать следующее упражнения :
- Всегда готовьтесь к выступлению. Неопытные ораторы часто недооценивают значимость этого пункта. Подготовка важна всегда, а особенно на первых этапах выступлений. У вас должен быть план выступления. Он внушит вам уверенность, создаст чувство безопасности. Вспомните себя на любом экзамене. Когда вы увереннее себя чувствуете и не боитесь отвечать? Когда подготовлены и когда разбираетесь в теме. Тогда и первым выйти не страшно.
- Важно продумать не только план выступления, но и техническую сторону. Например, будет ли перед вами стол или план нужно держать в руках, как лучше расписать его (на одном листе или на карточках тезисами), как не запутаться в карточках, нужно ли вам будет что-то изображать на доске, как вы разместите в руках маркер, карточки и микрофон и так далее. Подготовка – знак уважения к себе и аудитории, показатель вашего профессионализма и личностной состоятельности.
- Разбирайтесь в том, что вы хотите сказать. Если вы уверены в своих знаниях и хотите ими поделиться, то Вас не испугает ни отклонение от плана, ни другие форс-мажорные обстоятельства. Расценивайте это не как выступление, а как обычный разговор.
- Тренируйтесь выступать перед зеркалом, записывайте себя на диктофон, камеру, просите друзей послушать вас, рассказывайте своему домашнему питомцу. Подойдет даже мягкая игрушка. Не говорите в пустоту, найдите адресата. Если выступление должно вместиться в определенный отрезок времени, то засекайте время на момент репетиции. Тренируясь, обращайте внимание не только на то, что вы говорите, но и как вы это делаете. Усложните условия репетиции: проводите ее там, где есть посторонние шумы, раздражающие и отвлекающие факторы. Вместе с этим, если есть возможность, потренируйтесь в будущем месте выступления.
- Не бойтесь быть не идеальным оратором. Наоборот, перед выступлением сообщите аудитории, что переживаете и нервничаете. Если у Вас будет дрожать голос и руки - это нормально. Тогда люди будут готовы и с пониманием поймут, а некоторые даже поддержат. Это хороший способ расположить к себе слушающих.
- Для убедительности на момент репетиций надевайте ту одежду, в которой планируете выступать.
- Дома составляйте аннотацию, доклад к своему выступлению. Это поможет вам самому понять, в чем вы отлично разбираетесь, а в чем нужно подробнее разобраться. Вы должны хорошо понимать то, о чем говорите.
Любые страхи, не уверенность и сомнения родом из детства. Проработав корень проблем, вы сможете улучшить свою жизнь. Для этого следующие рекомендации могут быть Вам полезны:
1. Маму изменить не получится, другого человека не поменять, пока он сам не пожелает и не осознает свое негативное поведение.
2. Поэтому важно сделать всё, чтобы как можно быстрее выйти из под зависимости от родителей.
3. Для этого необходимо получить образование, найти своё место на трудовом поприще, реализовать себя и финансово стать независимым человеком от кого бы то ни было. Тогда Вы сможете почувствовать себя уверенней.
4. После этого или параллельно важно проработать все травматические ситуации, которые Вы проживали на протяжении всего детства и подросткового периода. Сделать сепарацию (отделение) от мамы и всей семьи. Далее суметь простить её, начав свою жизнь так как Вы того хотите. Сепарация нужна как способ стать самостоятельной, ответственной за свою жизнь личностью. При этом будьте готовы столкнуться с разного рода препятствиями со стороны родных на пути к взрослению. Также недостаток любви, которого Вам не хватает от родителей возможно дополучить, занимаясь со своим внутренним ребенком. Для этого будет полезно записаться на консультацию к психологу. Если такой возможности нет, можно в интернете изучать необходимую литературу, смотреть лекции и возможно проходить бесплатные Вебинары на те темы, которые Вас беспокоят. Это поможет глубже понять себя, ситуации и справится с трудностями жизни.
5. Также при чрезмерном контроле матери, важно выстраивать личные границы. Личная граница - это Ваше личное пространство, это Ваша территория у которой есть свои законы. Вы говорите другим о том, что неприемлемо по отношению к Вам и когда Вы будете готовы выйти на контакт с человеком, диалог произойдёт. Но чтобы почувствовать внутренние силы важно сделать сепарацию с мамой и проработать все психотравмы.
6. Знайте, что Вы всегда имеете право на своё мнение, свою жизнь и своё счастье.
7. Занимайтесь собой, растите личностно, развивайтесь и Вы обязательно будете счастливы. Ведь реализованный человек - счастливый человек и Ваши дети в будущем будут видеть этот пример и тоже смогут быть счастливы. А порочный круг жестокого обращения канит в бездну.
Если у Вас будут вопросы, я открыта для диалога.
С уважением, психолог Елена Морозова.