Постоянный беспорядок в квартире, как избавиться?

Вопрос психологу:
Доброго времени.
Сколько себя помню, в моей комнате всегда был бардак: в шкафах, на столе, даже сумке или школьном рюкзаке. Моя уборка обычно заключалась в том, что я расталкивала всё как попало по ящикам, лишь бы с виду маму устроило. Уборку терпеть не могла в детстве и до сих пор ничего не изменилось. Живу одна шесть лет, убираюсь крайне редко, каждый раз находя отговорку. То шкафа нет подходящего, то комода, а когда их купила, появилась новая - нужен идеальный ремонт, чтобы всё чётко под меня было сделано. Но сдаётся мне, что и после ремонта мало что поменяется. Если уж и находит вдохновение и я таки убираюсь в квартире, то хватает порядка максимум на 2-3 дня, потом вещи снова валяются где попало и всё захламляется. На работе на столе такой же бардак, однако я всегда знаю, что и где в этом бардаке находится. Если перед уходом домой подчищу всё, то сто процентов ещё до обеда следующего дня всё вернётся на круги своя. При этом бардак как таковой мне не нравится и жить на самом деле весьма некомфортно, но заставить себя убираться - задача почти что непосильная.
Очень хотелось бы избавиться от беспорядка, но не знаю с чего начать.
Автор вопроса: Александра Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Александра!
Начать нужно с того, чтоб ответить самой себе на несколько вопросов, которые я Вам перечислю ниже.
Когда Вы будете отвечать на вопросы, сначала нужно их самой себе прочитать вслух, потом записывать на листе вопрос. И ответ сначала проговорить, а потом записать.
Это требуется не просто так, а для подключения нескольких каналов восприятия к решению задачи: зрительного, аудиального, кинестетического. Чем больше каналов задействуете, тем вероятнее получите достоверный ответ.
Есть определённое условие к выполнению задания. Александра, порошу Вас: читать и отвечать на вопросы ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО - сначала на первый вопрос, только потом переходите ко второму и т.д. Только ПОСЛЕ выполнения ответов на вопросы дочитывайте остальной текст. Это важно. Потом поймёте, для чего. Справитесь, Александра?
Итак, ВОЗЬМИТЕ ЛИСТ БУМАГИ И РУЧКУ, приступим.
1) Вам комфортен беспорядок в комнате? Почему?
2) Вам комфортен беспорядок на рабочем столе? Почему?
3) Есть ли разница между этими двумя местами Вашего нахождения? Какая?
4) Что/кто толкает Вас навести порядок? Для чего/кого Вы это делаете?
5) Что Вы чувствуете во время уборки комнаты/рабочего места (эмоции, ощущения, настроение, вспоминаете какие-то события, диалоги и т.д. – всё, что придёт в голову)?
6) После того, как Вы убрались в комнате/рабочем месте, какие чувства Вы испытываете?
7) Разделите лист на два столбика. Выпишите в первый столбик произвольно (сколько найдёте) «плюсы» Вашего привычного беспорядка, во второй - «минусы».
8) То же проделайте с «плюсами» и «минусами» уборки.
9) Сравните «плюсы» беспорядка с «плюсами» уборки и аналогично «минусы» с «минусами». В каком из четырёх секторов получилось больше всего записей? Как Вы это понимаете?
10) Вы добросовестно выполнили условия задания? Вы смогли поэтапно отвечать на мои вопросы так, как это требовалось по условиям задания? На каком вопросе произошло (если произошло) нарушение инструкции к заданию? Что (ощущение, мысль, воспоминание и т.д.) вынудило Вас нарушить условия задания? Как Вы это понимаете? Если Вы честно выполняли задание, легко ли Вам было следовать моей инструкции? Что помогало Вам выполнить задание по моим правилам?
Александра, порядок, где бы то ни было, – вещь относительная и условная. Если Вы хорошо ориентируетесь в том, как и где у Вас что-то лежит, то это сугубо Ваше дело. Если Вы не видите в сваленной на полу куче вещей беспорядка, то имеете на это полное право. Если Вы не испытываете негативных эмоций от того, что Ваши вещи на полке лежат не ровными рядами, а запихнуты одним клубком, то зачем нарушать свой комфорт.
В Вашем мозге системность, возможно, приняла ещё в детстве такой вариант и закрепилась, как ни старалась Ваша мама всё исправить под общие стандарты. Почему так произошло, сложно сказать однозначно, вероятных причин много. Предполагаю, что это связано с особенностями работы Вашего головного мозга.
Другой разговор, если речь идёт об общем пространстве: общей квартире, где кроме Вас живут и другие люди. Ведь наверняка Вы и в местах общего пользования создаёте аналогичный «порядок», не кладёте предметы на место.
Или если речь идёт о рабочем столе. Ведь на работе Вы не у себя дома, Вы работаете не одна, коллеги тоже должны иметь возможность разобраться в том, что у Вас на столе на случай Вашего больничного, например, когда должны будут вести за Вас Ваш участок работы.
То есть, пока беспорядок не доставляет Вам дискомфорта, пока он не вылезает за рамки Вашего личного пространства, делайте с ним что хотите. Но как только своим беспорядком Вы начинаете вносить беспорядок в жизни других людей, и им от этого некомфортно, то тут уже нужно вспомнить про единые правила сосуществования всех живых существ на Земле – твои границы заканчиваются там, где начинаются границы другого.
Да, каждый из нас уникален, и, дай нам волю, мы бы все устроили мир по-своему. Но, к счастью или к сожалению, такого не произойдёт. Поэтому все мы, не смотря на свою уникальность, живя в обществе, адаптируемся под некие универсальные правила сосуществования, которые едины для всех. Во всём должен быть здравый смысл, золотая середина, чтобы никому не было обидно, некомфортно.
Александра, как Вы относитесь к уникальности? Как Вы относитесь к способности адаптироваться к условиям среды? Как Вы относитесь к творчеству? К обязанностям?
Беспорядок в комнате – это проекция Вашего внутреннего состояния, Вашей жизни. И если, как Вы написали, Вы одна 6 лет, то возникает вопрос: в Вашей жизни всё в порядке, Вас всё в ней устраивает? Не видите ли Вы в этом некоей вероятной логической связи?
Для описания своей комнаты и рабочего места Вы используете негативные слова: бардак, расталкивала, валяется, захламляется. Пишете, что Вам всё это не нравится, но если бы Вам реально это не нравилось, Вы бы заставили себя жить по-другому всегда, а не 2-3 дня, когда вдохновение находит.
На мой взгляд, Вы ищите причины не наводить порядок в своей комнате, придумываете отговорки из разряда «у меня нет комода», «я правильный ремонт ещё не сделала» и т.д. для того, чтобы не столкнуться с главной и очень страшной проблемой, с которой Вы пока не готовы встретиться.
Беспорядок помогает Вам спрятаться от этой проблемы, поэтому Вы так его бережёте. Беспорядок не пускает других людей в Вашу жизнь. Кого Вы изгоняете или не пускаете? Ради чего?
На Вашем рабочем месте никто концов не найдёт БЕЗ ВАС, ТОЛЬКО ВЫ ОДНА можете там разобраться. В Вашей комнате человек НЕ НАЙДЕТ СЕБЕ МЕСТА, где можно сесть, положить свои вещи, ТОЛЬКО ВЫ ОДНА можете в комнате комфортно присутствовать.
Пока Вы не ответите себе на эти вопросы, бардак будет Вашим партнёром.
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (письменное сообщение на Вотсап +79255250023, на электронную почту [email protected])