Как справиться с постоянными негативными мыслями?

Вопрос психологу:
Добрый день! Если честно, я даже не знаю, к какой категории вопроса подойдёт то, что меня так волнует. Мне 19 лет, и уже долгое время я мыслю исключительно негативно. Меня постоянно посещают дурные мысли о будущем, о том, что время летит с бешеной скоростью и я трачу его впустую. Я всё чаще понимаю, что не живу, а просто существую, и что моя жизнь настолько мне не нравится, что уже хочется волком выть.
Первое, что меня ужасно беспокоит, - это ощущение, будто жизнь проходит мимо. Все развиваются, занимаются собой и любимыми делами, работают, гуляют и ведут активный образ жизни (во всех смыслах). А я просто мучаюсь, сидя на одном месте и не представляя, что с собой делать. У меня так много фантазий и желаний, но я не представляю, как это реализовывать. У меня совсем не получается взять себя в руки и, не сдаваясь, заниматься собой. Постоянно что-то мешает и сбивает.
Особенно же мешает моя семья. И это вторая причина моих расстройств. Я живу с родителями и младшим братом, и это очень своеобразные люди. Я уже не могу их терпеть и не могу находиться дома 24/7. Мне хочется сбежать от них куда подальше и не возвращаться сюда ни за что. Они ограничивают мою свободу и душат все позитивные мысли во мне. Согласитесь, когда ты пытаешься следовать советам психологов и прочих специалистов, утверждающих, что позитивное утро - залог счастливой жизни, и поэтому улыбаешься новому дню и стараешься настроить себя на продуктивность, и в ту же минуту слышишь бешеные вопли своих родителей на пятилетнего брата (который начал становиться таким же нервным, как и они), тот тут тяжеловато хоть сколько-нибудь сохранять положительный настрой. И ведь так постоянно.
Меня уже бесит и душит вся эта атмосфера, но ведь деваться мне некуда. И почему-то мне кажется, что, по большей части, именно из-за них у меня опускаются руки. Ведь даже мой перфекционизм, мешающий нормально жить, можно перебороть (и это получается), а вот этих людей ничем не исправишь.
Так вот, мой вопрос следующий: что мне делать, чтобы не опускать руки в таких вот обстоятельствах и чтобы наконец начать счастливую жизнь?
Автор вопроса: Лера Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Хрипунова Елена Гарриевна.
Лера, здравствуйте. Спасибо, что поделились волнующими Вас темами.
С точки зрения возрастной психологии (это отрасль психологии, которая изучает психологические изменения, происходящие в процессе взросления личности), 19 лет – это юношесвто, нижняя граница взрослости. Как и всякий другогй возраст, юность ставит перед человеком свои задачи – переход к социальной зрелости, включение во «взрослую» жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе и т.д. Это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения.
То, что Вы стали задумываться о своей жизни и будущем, стремитесь глубже разобраться в своих поступках, правильно оценить свои особенности, систематизируете и обобщает знания о себе, актуализируете самоконтроль, говорит о том, что происходит процесс психологического взросления, самоопределения, формирования личности, самоидентификации, Вашего мировоззрения (складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем). Это увлекательный процесс – узнавать себя.
Правда, как и в любом другом возрасте, без ложки дегтя в юности не обойтись - проявляется юношеский максимализм в оценках и суждениях. Понаблюдайте за собой – на сколько Вам это характерно? Например, по отношению к Вашим родителям?
Еще одной особенностью, свойственной юности, является ориентированность на «якоря» - то, что дает возможность ограничивать свои возможности (извините за тавтологию): поиск внешних обстоятельств, которые мешают (например, семья). Вы хотите развиваться, заниматься собой и любимыми делами, работать, гулять, вести активный образ жизни, у Вас много фантазий и желаний. Но Вам постоянно что-то мешает и сбивает, Вы мучаетесь, сидя на одном месте и не представляете, что с собой делать.
Лера, поисследуйте – что Вам мешает? Какие чувства у Вы испытываете? Вы упомянули, что мешает нормально жить перфекционизм. Если утрировать, то у перфекционизма есть 2 полярности. В позитивном проявлении, перфекционизм – это азарт, увлеченность, мотиватор, стремление к совершенствованию самого себя. В негативном – идеал, к которому стремиться перфекционист, недостижим, какой бы ни был результат он не приносит удовлетворения. В этом случае перфекционисту трудно получать удовольствие, радость от жизни. И, зачастую, перфекционисты отказываются что-то делать – идеал недостижим, а любой другой результат неприемлем. Спросите себя, что будет, если Вы сделаете что-то неидеально? Какие чувства у Вас могут возникнуть?
Вы очень точно отметили главную мысль – делать что-то именно с собой. В любых обстоятельствах, даже неблагоприятных, учиться разделять ответственность – за себя, свою жизнь, свое настоящее и будущее, за качество своей жизни несете ответственность Вы. Умение брать на себя ответственность за себя это свойство взрослого человека. И Вы совершенно справедливо написали – исправлять в себе стоит то, что мешает Вам нормально жить – перфекционизм, например, но не родителей. Это к вопросу о разделении ответственности – Вы отвечаете за себя и изменения в себе, но не за то, как живут родители. Их образ жизни, мировоззрение, уклад, жизненные принципы – это их зона ответственности.
На Ваш вопрос, что делать - взрослеть, формировать свои личные границы, принимать ответственность за себя и качество своей жизни на себя: настраивать себя на продуктивность, улыбаться новому дня ради себя и своего нового дня. Да, это не всегда получается и не всегда возможно. Но жизнь намного богаче и многограннее, в ней есть место разным эмоциям и мыслям. Как бы это странно ни прозвучало, но и отрицательные эмоции и мысли, при всей своей разрушительности в больших дозах, могут приносить пользу – мотивировать, придавать уверенности. Недовольство собой и качеством своей жизни может быть стимулом для саморазвития, постановки перед собой амбициозных целей. И именно это Вы и подтверждаете, обратившись с вопросом, Вы задумываетесь о себе, своей жизни, ищете свой путь к счастью. Мотивировали бы Вас погружаться в знакомство с собой исключительно позитивные мысли и эмоции?
Не обедняйте свою жизнь, стараясь мыслить только позитивно)).
С пожеланиями благополучия,
Хрипунова Елена
___________________________________
Если мой ответ был полезен, пожалуйста, оставьте об этом отзыв. Форма для отзыва есть на моей странице: Психолог Хрипунова Елена Гарриевна, город Санкт-Петербург - Психология счастливой жизни (psycabi.net)
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (письменное сообщение на Вотсап +79219353236, на электронную почту [email protected])