Ничего не чувствую, а если чувствую, то редко.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Не буду делать лирическое отступление. Я могу часами лежать и смотреть в потолок, у меня горы немытой посуды, не могу ничего заставить себя делать. Совсем. Бывают периоды, что я хочу общаться с людьми, со многими, но потом это будто надоедает и я забиваю на это. Я одинока. Единственное, что делает меня веселее это прогулки с друзьями, но и после них я чувствую себя подавлено(иногда и во время(часто)), так и почти все время. Я каждый день пью какой-то алкоголь, даже немного, но пью. Я не знаю, что уже делать. У меня нет никакого стремления к жизни и подниматься выше во всех сферах жизни. Я неудачник, полный. Предупрежу, что руки я никогда не резала, могла пару раз окурки о себя потушить, да и то такое. Боюсь боли. Каждый раз, когда что-то немного болит, то у меня начинается паника.
На носу сессия, но я к ней не готовлюсь, мне вечно хочется спать. Пару раз были мысли о суициде, но каждый раз я боялась боли. Родители давят взрослой жизнью, надеяться на мой успех. У бабушки после смерти дяди начался маразм. Спасибо заранее.
Автор вопроса: Firri Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Волынец Виктория Владимировна.
Добрый день! Спасибо за ваш вопрос. Сейчас ваше состояние можно описать как апатию, возможно депрессивный период, отсутствие мотивации к чему-либо. Но то, что вы признали это проблемой, уже половина решения, вы молодец!
Сначала я бы хотела сказать, что возраст 18-21 лет считается кризисным, почему? Потому что только недавно ребенок стал совершеннолетним, перешел в ранг взрослого и начал остро ощущать давление со стороны общества и родителей. Кризисный период - это нормально, в этом нет отклонения от нормы, его нужно пережить, если он появился.
Так же, его не нужно насильно пытаться убрать, его нужно грамотно пережить и выйти "победителем".
В ваших словах я вижу не ненависть к жизни, а наоборот, желание жить: желание ощущать приятные чувства, иметь цель, иметь мечты, возможно стабильный доход и любимое дело. Это абсолютно нормальные потребности человека, поэтому вы на правильном пути.
Я бы хотела разбить свой ответ на пункты:
1. Очень важно научиться себя хвалить. Я так понимаю, в вашей жизни вам не достает похвалы и позитивного внимания, признания от других людей. Но мы не можем менять других, только себя. Попробуйте начать себя хвалить за мелочи, каждый день: например, "я такой молодец, что сегодня повесил свою коту на плечики, а не кинул на стул как обычно", "я такая молодец, что легла спать на полчаса раньше чем вчера". Как видите, это маленькие вещи, однако имет огромное значение в вашей жизни. Вы уже можете похвалить себя за то, что решились написать вопрос психологу на этот сайт. Почему это важно? Когда вы себя хвалите, вы придаете себе больше значимости, по крупинкам, начинаете себя замечать, обозначать. Вот она я, такая я молодец. Это со временем начинает повышать вашу самооценку. Я уверена, что вначале может быть тяжело: неловко перед собой, преследует ощущение, что все зря. Но, как мы знаем, привычка вырабатывается 2 недели,сначинайте через ощущение бесполезности. Ощущайте каждый комплимент, сделанный себе.
2. Почему теряется ощущение жизни? Ничего не хочется, ничего не имеет смысла? Когда человек совершает какие-либо действия, они в его голове всегда должны привести к какому-либо итогу, выполнит какую-то цель. Никто не хочет делать ничего просто так, это нормально. Мы можем сделать возможный вывод: вы не видите для себя выгодных итогов и нужного результата. Возможно, вы не хотите готовиться к сессии, потому что потеряли смысл этого для самого себя. Заставляли ли родители вас хорошо учиться? Давили ли на вас? Таким образом в вашей голове хорошая учеба стала не вашим смыслом, а смыслом родителей. И вы потеряли цель.
Очень важно вам попробовать поставить цель именно для себя. Что вы хотите? Как вы хотите, чтобы вы закончили эту сессию? Что вам это даст? Какие профиты вы получите? Можете взять бумажку и записать. Не ставьте перед собой глобальные цели, типа "хочу жить в майями", это наживное. Ставьте то, что можете добиться в ближайшем будущем. И очень важно писать именно искренне свои цели, отделяя от родительских.
Так вы сможете опять же, начать обретать себя. Вы же человек со своими желаниями, радостями, возможностями, амбициями. Возможно просто все это затмили и закопали другие люди, поставя свои желания в приоритет.
3. Порос детско-родительского характера. На мотивацию ребенка всегда влияет атмосфера в семье, поведение родителей и их характер. Если бы нас была консультация с вами, я бы спросила: какие отношения у ваших родителей? как к вам относится мама? как она влияет на вашу жизнь? Зачастую, апатия происходит именно из-за неблагоприятного влияния близких людей. Возможно, на вас много давили в подростковом возрасте, многое запрещали, не замечали ваших успехов, требовали черезчур многое, сравнивали с другими. В таком случае сейчас, будучи уже повзрослевшей, вы просто не знаете: а что теперь делать, ведь все решала мама? а как мне жить, ведь меня постоянно отчитывали родители? а на кого мне ровняться, меня ведь постоянно сравнивали? а зачем мне стараться, ведь меня никогда не хвалили. я пустое место, меня часто ругали.
Такие несостыковки в голове просто приводят к тупику, мозг "устает", "перегревается" и отказывается думать. Это совершенно нормально, но не стоит предъявлять родителям. Теперь вы сами отвечаете за свое состояние.
4. Так же очень важен такой фактор, как гормоны, витамины и нейронные связи. Многим, проживающим в России, попросту не хватает витаминов или у них сбой гормонального фона. В нашем организме есть гормоны, отвечающие за мотивацию (дофамин), любовь (окситоцин), счастье (эндорфин), а так же отвечающие за стресс и усталость (кортизол). Часто эти гормоны просто находятся в дисбалансе долгое время, что очень сильно влияет на качество жизни. Так же часто не хватает витаминов организму, которые отвечают за хорошее настроение, приток сил, энергии и радости. Я бы рекомендовала сдать анализы на гормоны и витамины. Это так же может стать вашей небольшой целью на пути обретения себя. Смотрите, это уже акт заботы о себе, любви к себе. Ваше тело и организм - это вы сами, его нужно обхаживать, чтобы оно цвело. Так же как поливать цветы, чтобы они росли.
Я хочу подытожить все вышенаписанное.
1. Не нужно бороться с таким состоянием, оно абсолютно нормальное. Но можно начинать понемногу менять его на более благоприятное.
2. Вы скорее всего не одиноки, вы просто потеряли себя. Вам нужно начать себя обретать по-немногу, повышать чувство собственной важности в своих глазах.
3. Родители - это отдельные люди, которые, понятно, влияют на вас. Однако вы имеете полное право на свою жизнь и свое мнение. Возможно в недалеком будущем, когда вы уже будете в более комфортном и рабочем состоянии, вы сможете задуматься о съеме квартиры.
4. Ставьте себе маленькие цели, вообще на все. Даже если идете в магазин, спрашивайте себя: для чего МНЕ это нужно? чтобы вкусно поесть, ведь я люблю вкусно поесть.
Даже если вы покупаете алкоголь, спросите себя о цели: для чего я сейчас буду пить? Чтобы что?
И честно отвечайте перед собой. Чтобы забыться, чтобы отравить себя и тд. Так вы сможете наладить диалог с собой, что тоже является частью чувства собственной важности. Говорите с собой и изучайте свой организм. Возможно, купив очередной алкоголь и задав себе такой вопрос, неожиданно для вас в голове пронесется "а действительно, зачем я сейчас выпью? это же мне не поможет".
5. Хвалите себя, постоянно. И НЕ ругайте, ни за что. Если вы снова не сделали ничего за день, не подготовились к сессии, не ругайте себя, похвалите: "я не подготовилась, зато я не напряглась. вот так я себя люблю, могу позволить себе полежать весь день, я молодец, что не поругала себя". Видите? всегда лучше похвалить, чем поругать.
Вы большая молодец, огромный шаг - написать о своей ситуации и желать в ней разобраться.
Так же, если вы хотите, мы можем провести с вами консультацию или консультации, на которых я буду вас сопровождать, давать техники, и проходить с вами этот путь.
С уважением, Виктория.