Непринятие женщин и в частности себя.

Вопрос психологу:
Добрый день! Долго не знала, к какой категории отнести вопрос. Возможно, это всё-таки про любовь и отношения.
У меня очень сложное отношение к людям женского пола, вытекшее из общения с матерью-садисткой (так сказал психолог, которого я какое-то время посещала). Пожалуй, для меня моя мать действительно олицетворение всего самого плохого, что может быть в человеке - манипуляции, двуличность, садизм, комплекс бога и куча других жутковатых вещей.
В связи с этим меня почти постоянно беспокоит вот какой вопрос: как я могу принимать и любить себя, если я женщина, а женщин я недолюбливаю? Я могу чисто головой понять, что та или иная женщина красива (это бывает оооочень редко), но я совершенно не понимаю, как женщин можно любить. Даже понимая, что я довольно красива, я не могу воспринимать себя полноценным человеком, не могу раскрепоститься в отношениях и в постели, да и просто в повседневной жизни тоже. Я просто не понимаю, как можно быть женщиной. Не понимаю, что в этом вообще может быть хорошего. Чувство, будто я родилась человеком второго сорта по умолчанию, и это никак не исправить.
Пожалуйста, подскажите, как быть в такой ситуации, в каком направлении двигаться?..
Заранее огромное спасибо за ответ!
Автор вопроса: Яна Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Цуркан Виктория Николаевна.
Здравствуйте, Яна.
Вы задаетесь важными вопросами: кто такая женщина, что может быть хорошего в женщине, за что ее можно любить? Ответы на эти вопросы девочка получает в процессе своего развития благодаря тому, что наблюдает за своей матерью и отношениями родителей между собой. Из вашего письма можно сделать вывод, что детский опыт принес негативные ответы: женщина – человек второго сорта, в ней не может быть ничего хорошего, поэтому их не за что любить.
Сейчас вы взрослеете и становитесь женщиной. Но вам не хочется становиться такой как мать, а другого опыта у вас нет. Вы не знаете, как это быть хорошей женщиной, любить себя и свое тело, получать от него удовольствие. Отношения с матерью не дали вам опыта благополучной женской судьбы. Поэтому идет непринятие себя как женщины, непринятие своего тела, своей женственности и сексуальности.
В детстве вы получили негативные убеждения и установки по поводу мира, людей и самой себя. Но это можно изменить. Необязательно оставаться с родительским мировоззрением, можно создать свое видение и представления.
Мне нравится выражение Жана-Поля Сартра: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня». Что это означает? Вам предстоит работа по созданию своей личности, по развитию своей женственности. Эта работа хоть и сложная, длительная, но очень интересная.
Я напишу примерный план, но вы можете сделать все по-своему. Ограничений и правил нет. Любые ваши действия, направленные на психическое развитие, принесут вам улучшения как во внутреннем мире, так и во внешней жизни. Главное условие: осознать, что отныне ваша жизнь, ваши достижения и успехи зависят от вас. Да, опыт отношений с матерью нанес ущерб вашей психике, но травмы приносят не только боль, но и дают энергию для изменений.
Рекомендую пойти таким путем:
- найдите среди знакомых или известных персон (политиков, ученых, учителей, врачей, актрис и т.д.), из фильмов, книг женщин, которые вызывают восхищение, на кого вы бы хотели быть похожей, чья жизнь вам нравится. Постарайтесь узнать об этих женщинах побольше, определите качества, черты характера, которые вы бы хотели иметь. Это будут ваши кумиры, на которых вы сможете равняться в процессе своего развития
В биографии многих известных женщин есть факты неблагополучного детства. Но они не стали мириться со своей болью, направили все силы на то, чтобы изменить жизнь к лучшему. Почитайте биографию писательницы Джоан Роулинг, певицы Мадонны, актрисы Деми Мур.
- найдите интересные занятия, которые приносят вам удовольствие, например, йога, фотография, вокал, игра на музыкальных инструментах, шитье и пойдите учиться. Важно, чтобы преподаватель была женщина, с которой вам было бы приятно общаться, она бы вызывала у вас уважение, желание достичь такого же уровня мастерства
Важно как можно чаще бывать в обществе женщин, с которыми вам интересно и приятно. Вы узнаете, что хорошие женщины существуют, у них есть то, за что их можно любить.
- запишитесь в 12-шаговую программу, которую предлагает Сообщество взрослых детей, которые выросли в дисфункциональных семьях (ВДА). Есть он-лайн группы, где вы найдете поддержку людей, которые пережили непростое детство также, как и вы. Найдите описание Сообщества ВДА в интернете. Прочитайте, чем они могут вам быть полезными.
- прочитайте книги: С.Форвард, Г.Д.Фрейзер «Безразличные матери. Исцеление от ран родительской не-любви», Л.К. Гибсон «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей. Как научиться ценить себя и наладить отношения с родителями».
- пройдите личную терапию, настройтесь на то, что этот процесс у вас будет достаточно длительный, не менее 3 лет. Это связано с тем, что психика формируется и получает травмы в отношениях, поэтому исцеление возможно только в отношениях. Психотерапия дает уникальный опыт отношений, которые не встретишь в обычной жизни. Это опыт глубокого принятия, понимания, осмысления событий прошлого. Это даст возможность восстановить процесс психического развития, который был приостановлен из-за тяжелого травматического опыта.
Именно психотерапия поможет вам принять свою женственность, свое тело, разотождествиться с негативным материнским образом.
Вот такие мои размышления по поводу вашей ситуации. Важно не оставаться одной, ищите помощи. Успехов вам, Яна.