Как научиться говорить слово «нет»?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 31 год, и к этому моменту я так и не научилась говорить окружающим людям «нет». Мои интересы и личное пространство постоянно задеваются, отчего я страдаю: могу пожертвовать даже интересами и удобствами своей семьи (в т.ч. детей), лишь бы не обидеть просящего. Начинаю себя убеждать, что это очень важно и нужно. Я вечно переживаю о том, что обо мне подумают другие люди?! Получается, что я живу чужими установками и интересами. Помимо этого, я постоянно сомневаюсь в принятии решений и своих мыслях. Сделав выбор, я начинаю себя корить «а правильно ли я сделала? Может нужно было иначе?» Я постоянно прокручиваю возможные сценарии, что было бы если бы я сделала это по-другому, а не так? А вдруг это неверное решение? Эти вечные сомнения сводят меня с ума, потому что это касается даже банальных бытовых вопросов, не говоря уже о серьёзных вещах. Эти вечные «а вдруг, а если, а что...» Я могу ходить несколько дней в плохом настроении, неуверенности, прокручивать в голове ситуацию, которая уже прошла и которую надо давно отпустить. Как с этим бороться? Как научиться говорить другим нет? Как перестать сомневаться в принятии и выборе собственного решения? Заранее благодарю!
Автор вопроса: Мария Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Васильева Вера Анатольевна.
Здравствуйте, Мария. Установление границ – стало популярной темой. Не потому, что люди не умеют говорить «нет», а потому что эти границы всегда кто-то нарушает. Причём общество поощряет наглость и хождение по головам с детства у детей (достаточно посмотреть популярные ролики в интернете: «странные» дети просто герои какие-то), но когда потом мы встречаемся с этой наглостью, нам, по крайней мере, неприятно.
С другой стороны нерадивые психологи пытаются нас убедить, что в этом ничего плохого нет. А проблема в том, что именно вы не можете поставить границы… Работаем от обратного. Якобы это у вас нет сил дать отпор, отказать, поставить человека на место. И потом мы надеваем на себя маски «сильных» людей и прячем за ними доброту, милосердие и сострадание. Они сейчас не в моде!
Здоровые границы должны быть у каждого человека. Только как их сформировать, если они нарушались с детства. В учреждениях с малых лет, когда ваши желания просьбы не учитывались родителями, когда в обществе развивают другие стандарты… На работе невозможно находиться и работать длительно на одном месте, если ты не согласен, что твои границы будут постоянно нарушать: навешивать дополнительную работу, стрессовые условия, странное поведение старших по типу дедовщины и т.д.
Всё решает то окружение, в котором вы находитесь. Не нужно вообще общаться с людьми, которые не готовы уважать вас, как личность. Если вам хамят, какие вы границы собираетесь устанавливать? Не нужно вообще быть там, где к вам плохо относятся.
Женщине вообще противопоказано находиться в негативном окружении, которое пытается её использовать и эксплуатировать. Страдает её здоровье и гормональная система. Наоборот, женщина всегда должна чувствовать поддержку, помощь, сотрудничество.
С другой стороны, всем нам хочется быть хорошими. И мы соглашаемся на бескорыстие, в котором нет никакого бескорыстия. А потом всем жалуемся, что нас используют. Пересмотрите ваше истинное желание и мотивацию. Когда вы поймёте, что не можете делать то, о чём вас просят, без изменения своего настроения, делать лишнего не станете.
Если у вас действительно есть светлые устремления, развивайте их среди подобных людей. В мире достаточно организаций и сообществ, где нужны волонтёры и люди с большой буквы. Там вы сможете получить массу положительных эмоций от общения и своих устремлений помогать другим.
Что касается вашего желания перематывать в голове прошлое, когда вас использовали или нарушили ваши границы, означат только одно: вы не умеете жить в настоящем и не реализовали своё предназначение. Когда вы будете позитивно заняты в этом мире, то просто не будет времени думать о глупостях. То, о чём вы думаете, питается вашей энергией. Начните питать своё настоящее, тогда ваше будущее будет прекрасным!
Желаю вам всего доброго! Берегите себя!