На всех кричу и в конце сама плачу, ненавижу себя. Как контролировать эмоции?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, Меня зовут Айзат. Мне 20 лет. Моя проблема в том что я не могу контролировать себя и свои эмоции. Когда что то не делается как я хочу я начинаю нервничать кричу на всех, выйду из себя и не узнаю себя. Кричу не думая говорю очень обидные слова. Я прям ненавижу себя в таком случае. Парой думаю что я слишком преувеличиваю, потому что я нервничаю даже простому. Например даже если человек не возьмёт трубку я нервничаю, если человек не понимает то что я говорю т.е если что-то я объясняю этот человек не понимает я уже начинаю нервничать, не могу нормально объяснить. Нервничаю если тел не работает, если не найду то что мне нужно. Никогда не даю свое даже если я не права. Всегда спорю не отстану пока не победу. Таких примеров много. Но с одной стороны я очень близко всё воспринимаю. Даже обычные слова может меня ранит. И я быстро обижусь. Я сразу же начинаю плакать. На всех кричу и в конце сама плачу. Терпеливость и спокойность совсем не моя. Что мне делать? Как контролировать себя и свои эмоции? Как быть сдержанным, спокойным и терпеливым? Я боюсь что таким темпом я я потеряю всех близких мне людей:(
Автор вопроса: Aizat Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Абилева Ирина Жаскайратовна.
Здравствуйте, Айзат!
Вы пишите, что вам сложно контролировать эмоции. И у этого состояния могут быть разные причины:
- Вы могли у кого-то научиться так реагировать на происходящее. У кого в вашей семье были такие реакции?
- Ваши реакции могут иметь физиологическую природу. Когда есть сбой работы в каких-то системах организма, например гормональной, эндокринной…, могут быть разные проявления, в том числе в эмоциональной сфере. Чтобы это понять, нужно пройти консультацию врача.
- Такие реакции могли войти в вашу привычку. И если есть привычка, ее нужно менять.
- Вы хотите чего-то добиться, получить, достигнуть, решить какую-то проблему, но идете не по тому пути, не видите другого пути решения проблемы, и выплескиваете агрессию на близких.
И поэтому, чтобы научиться управлять эмоциями, нужно понять, что происходит с вами в той или иной ситуации.
Начните вести дневник эмоций. Записывайте в нем, что происходит с вами в течение дня по такому плану:
Сама ситуация.
Какие чувства вызывает ситуация.
Что вы думаете об этой ситуации? Что вы думаете о себе в этой ситуации?
Какие ощущения есть в теле?
Когда вы проведете такой анализ, вы можете увидеть, что ваши эмоции часто вызывает не сама ситуация, а то, что вы о ней думаете. И чтобы изменить эмоции, можно или выйти из ситуации или изменить ваши мысли о ней.
Если разбирать ваши примеры получится вот что:
«Когда что-то не делается как я хочу я начинаю нервничать кричу на всех, выйду из себя и не узнаю себя».
Здесь главная мысль - что делается «не так, как вы хотите». Это значит у вас уже сложилась картина, что и как должно происходить в данном случае. И вам трудно принять тот факт, что может быть по-другому. Что делать в этом случае. Если вы начнете допускать мысль, что что-то может пойти не по вашему плану, то вам будет проще переносить ситуации, когда ваши прогнозы не сбываются. Помните, что жизнь многообразна, и каждое событие может иметь разные варианты развития. Возможно, если вы придумаете себе 2-3 разных варианта, вам проще будет принимать ситуации, которые идут не по вашему плану.
Какие чувства возникают у вас? Злость? Страх? Обида? Опознавание чувств, помогает с ними справляться.
Какие есть ощущения в теле? Если вы отследите ощущения, вы можете заметить, например, напряженные участки. Если вы научитесь расслабляться, вам станет легче.
Еще ваш пример «даже если человек не возьмёт трубку я нервничаю». Какие чувства возникают? Возможно злость? На кого? На себя или на этого человека? Обратите внимание, о чем думаете в этот монет? Могут возникать разные мысли – «он не хочет со мной разговаривать», «он всегда так поступает», «он делает все назло», «он обязан поднять трубку немедленно». Может быть еще, что когда что-то идет не так, вы рисуете в вашей фантазии какие-то картины, чем все может закончиться и ваша эмоциональная реакция может быть на эти картины, а не на то, что происходит на деле. В данном примере Вы можете рисовать какую-то неприятную для себя картину, что если он не возьмет трубку, значит происходит что-то плохое. И будете злиться, или бояться этого события. Если вы научитесь успокаивать себя, объяснять себе по-другому, почему человек не берет трубку, вам станет легче. Например: тот человек может быть занят. Или он не слышит звонка, он перезвонит вам позже. Вам станет спокойнее, если у вас есть другое, альтернативное объяснение происходящему. Вы уже не будете так злиться.
«Даже обычные слова может меня ранит. И я быстро обижусь. Я сразу же начинаю плакать». Точно так же вы можете разобрать и другие ваши состояния, и ситуации. Вы тогда сможете понять, почему ранят другие слова, на что обижаетесь.
Когда есть понимание, что происходит, можно начинать что-то менять.
Если вы начнете менять ваши мысли, научитесь замечать ваши ощущения в теле, научитесь расслабляться, вы научитесь управлять эмоциями.
Айзат, скажу сразу, это достаточно кропотливая работа, ее сложно описать в одной статье, и она может занимать время. Но результат стоит того. И возможно, подобную работу самостоятельно проводить достаточно сложно. Иногда нужен другой человек, который поможет понять, что происходит. Запишитесь на консультацию, что бы вы могли научиться понимать ваши эмоции и управлять ими.
С уважением, Ирина Абилева, психолог.