Я вечно недовольна собой. Как отстать от себя?

Вопрос психологу:
Добрый вечер всем!
Постараюсь как можно более кратко изложить суть своих дискомфортный ощущений.
Итак, зовут меня Настя, мне 27 лет. Пока не работаю, нахожусь в статусе невесты, живу в Москве в хорошей своей квартире, в здравии и в отличных отношениях с близкими и друзьями. Все ок, но каждый день я нахожу какие-то проблемы, в основном в себе
Если немного предыстории: закончила нефтяной университет, работала 5 лет по специальности, тешила себя мыслью, что вот, не зря училась. Работы в последнее время было мало, я просто сидела в офисе и не знала, чем себя занять. Это очень угнетало. Летом 20 года сократили, я не огорчилась
Я окончила курсы по визажу и отучилась на бровиста, думала вот, наконец начну работать на себя, буду творить. Прошёл почти год, я все ещё собираюсь начать
С молодым человеком тоже история не простая, было несколько расставаний, достаточно болезненных. В итоге мы вместе и собираемся жениться. Отношения хорошие. Плохое в них только одно - это я, точнее мое самоощущение.
Я понимаю, как мужчинам важна лёгкость в девушка, их позитив, особенно когда правда все условия для этого. А мой мужчина этого не поучает. Он старается для нас, а я вечно будто недовольна, потому что по сути недовольна собой.
Если спросите почему, то однозначного ответа нет, каждый день новые причины, порой очень противоречивые, вот несколько :
-Я бесполезна абсолютно. Я бы наверно хотела быть врачом или ветеринаром, просто потому, что они несут пользу
-мне 27 и я ничего не достигла и вообще в данный момент времени даже не зарабатываю
-при всем при этом я немного боюсь заводить детей, так как не хочу потерять себя и возможность работать. Тут я могу предъявить своему мужчине, что вот именно поэтому я не начинаю своё дело, ведь из за семьи придётся бросить ( он не такого мнения, но против нянь, сам помогать будет точно)
-жених говорит, что его более чем устроит, что я буду заниматься домом и семьей. Лишь бы я в хорошем настрое была. Когда я работала в офисе, я именно этого желала, сейчас сомнения
-зимой в начале 20 года ходила на сеансы к психотерапевту, был курс антидепрессантов, была депрессия. Обратилась тогда по причине « не знаю чего хочу, не могу описать свой идеальный день, не знаю, кем быть и тд и тп». В общем все эти вопросы снова открыты
Проучилось, наверно, очень сумбурно. Но я очень хотела бы от себя отстать, просто жить с чувством благодарности и хоть иногда радости.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Анастасия, здравствуйте. Прямо скажу, что одна письменная консультация для решения вопроса, который Вы задали, вряд ли будет достаточной. Все же я надеюсь, что в моем ответе Вы найдете для себя полезные идеи.
И да, поиск «своего» специалиста, занимает время, но он того стоит. Так что не сдавайтесь и не отказывайтесь от возможности качественно поработать в паре с профессионалом.
А сейчас, с Вашего позволения, прокомментирую некоторые мысли из Вашего письма. Возможно, эти комментарии, помогут Вам увидеть направление для самостоятельной работы.
«КАК ОТСТАТЬ ОТ СЕБЯ?» - Этот вопрос показывает расщепление внутри личности: то есть, часть меня хочет отделаться от другой части себя. Похоже, сложилось устойчивое НЕпринятие РАЗНЫХ граней своей личности. В режиме хронического, внутреннего раскола/конфликта, - самоощущение ПОЛНОЦЕНного человека, испытывающего радость, просто невозможно.
В связи с этим, Анастасия, подумайте: чье отношение обремененности собой или Вами, Вы «присвоили»? Может ли человек испытывать счастье, если он присваивает себе что-то чужое?..
Это касается и установок. Разумеется, это был значимый человек для Вас - мама, папа, кто-то еще.. И даже если ничего отрицательного ими не было прямо сказано в Ваш адрес, неоднократное, бессловесное ВЫРАЖЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ (мимика, взгляд и т.д) к Вам, Вашим особенностям характера, способностям, могло оставить вот такой заметный след. Но Вы вовсе не обязаны с этим мириться!
Давайте рассуждать: Вам 27 лет. Возраст совершеннолетия, почти как 10 лет назад - НАСТУПИЛ. Что это за возраст? Это когда наступает ПОЛНАЯ СПОСОБНОСТЬ РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ правами и нести обязанности. Что это за права? Например, право быть собой и никем больше. Право принимать свои решения. Обязанность - заботиться о себе как о дорогом человеке. И так далее. СОВЕРШЕННОлетие предполагает ОСОЗНАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ субъекта. И как Вам эта «новость»? ВЫ СВОБОДНЫ РАСПОРЯЖАТЬСЯ своими правами! Да, сначала важно осознать, что они у Вас ЕСТЬ. Если интересно, найдите в интернете текст «Концепция - прав личности», это может стать отличным началом для ВЫХОДА на новый уровень понимания своих психологических прав и их реализации.
«Я ВЕЧНО НЕДОВОЛЬНА СОБОЙ. КАЖДЫЙ ДЕНЬ Я НАХОЖУ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, В ОСНОВНОМ, В СЕБЕ» - Анастасия, а этим стратегиям у кого именно Вы научились: испытывать хроническое недовольство; фокусироваться на поиске проблем? (Известно, что находит тот, кто ищет, так ведь? Тогда может стоит поискать свои достоинства, а не проблемы?) РАЗУМно ли ПРОДОЛЖАТЬ использовать эти стратегии если они приносят столько душевного дискомфорта? Стали бы Вы продолжать носить тесную обувь или одежду?.. Так может сформировать более подходящий ВАМ «гардероб»?.. Вы же абсолютно свободны в этом выборе ;)
«Я ОЧЕНЬ БЫ ХОТЕЛА.. ПРОСТО ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ БЛАГОДАРНОСТИ И ХОТЬ ИНОГДА РАДОСТИ» - А что или кто мешает? КТО и каким образом запретил Вам испытывать благодарность и радость? Стоит ли это принимать как руководство к действию? Что случится если Вы разрешите себе эти светлые чувства? Почему бы не попробовать уже сегодня сделать что-то для себя, чтобы испытать радость/благодарность?
Кто конкретно запретил Вам иметь свои интересы и реализовывать свои планы? Этот запрет проявился когда Вы отучились для себя, но дальше пойти, - не решились.. Тогда как окончили университет, 5 лет работали по специальности и НЕ огорчились, когда сократили. Так чья это была цель? Чей голос «звучит в голове: НАДО так; ПРАВИЛЬНО так; ты - … » и тд? Помните: Вы УЖЕ совершеннолетняя, а значит, можете взять «пульт управления в свои руки и выбрать канал интересный Вам». Речь идет о личной ответственности и свободе выбора. Даже если поработаете всего месяц по своей новой специальности, Вы получите ценный опыт. И дальше, сможете сами решить - хотите в этом в новом направлении развиваться или подобрать что-то другое.
«Я БЕСПОЛЕЗНА АБСОЛЮТНО.. В СВОИ 27 Я НИЧЕГО НЕ ДОСТИГЛА». Подобное обесценивание, опять-таки формируется «благодаря» окружению. Далее, оно начинает служить защитным механизмом от состояний и чувств, которые КАЖУТСЯ непереносимыми. Разбираться с этим механизмом, лучше в паре со специалистом.
А что же можно сделать самостоятельно?
1. ОСОЗНАНИЕ - первый шаг на пути к изменению :) Продолжая метафору одежды: Ваша задача ПЕРЕСТАТЬ ЖИТЬ (в голове и в реальной жизни) тем, из чего Вы УЖЕ "ВЫРОСЛИ" Это Вам мало, а значит, НЕ удобно и просто нелепо смотрится. Вы УЖЕ совершеннолетняя и можете создавать/выбирать свой стиль мышления, отношения и жизни. Смелее экспериментируйте :)
2. Мысленное упражнение: Вернитесь к началу Вашей жизни, в момент, который Вы себя помните. Постарайтесь увидеть словно биографический фильм о себе. В течение просмотра сохраняйте позицию зрителя/наблюдателя. В какой атмосфере Вы чаще всего находитесь? Как она влияет на восприятие самой себя? Что Вы слышите о себе? Какие выводы Вы делаете? Теперь, важно ПРОВЕСТИ СВОИ ГРАНИЦЫ. Сознательно РАЗРЕШИТЬ себе СТАТЬ ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ со своими уникальными способностями, интересами, характером, ценностями, целями и тд. То есть важно УСТРАНИТЬ СЛИЯНИЕ со всем тем (люди, их установки), что вызывает у Вас НЕПРИНЯТИЕ себя. Какое напутствие Вы хотели бы дать «той девочке»?
3. Начать испытывать радость от возможности БЫТЬ СОБОЙ. Быть РАЗНОЙ. Принять себя как время суток, например. Вы же не спорите со временем, погодой, - просто принимаете это как есть. Если погода не очень, Вы выбираете подходящую одежду. Если Ваше эмоциональное состояние не очень, Вы также можете выбрать подходящие действия: учиться поддерживать себя, заботиться, может даже утешать и тд. Принимая себя и все свои особенности, чувства, страхи, у Вас появится шанс лучше узнать себя, ПОДРУЖИТЬСЯ/соединиться С СОБОЙ, а не бежать и таким образом устранить внутренний раскол. Тогда понятие «внутренняя гармония», перестанет быть для Вас теорией :)
Анастасия, искренне желаю Вам достичь этой гармонии, тогда радость и благодарность совершенно естественно войдут в Вашу жизнь :)
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина