Сама себе противоречу. Я хочу одно, а делаю все наоборот.

Вопрос психологу:
Здравствуйте уважаемые психологи! Не могу найти ответ и разобраться с самой собой, возможно с вашей помощью это получится. Дело в том, что я сама себе противоречу. Проявляется это в том , что , например-уже давно задумываюсь бросить курить, последнее время это желание очень сильное, но наоборот курю еще больше, вот прям тянет курить. Или например: чувствую что долги очень сильно влияют на меня, не хватает денег и я очень переживаю, думаю больше не буду занимать, перебьюсь месяц, потом станет легче с финансами и делаю все наоборот. У меня вдруг резко находятся причины или срочно становится что то нужно и я снова беру в долг. И так во всем! Думаю и хочу одно а делаю все наоборот. И не могу перебороть себя, просто не знаю как это сделать. Прошу вас помочь мне разобраться как это побороть. И возможно ли это вообще. Откуда такое поведение? Получается я врежу сама себе. Чувствую одно, а поступаю совсем по-другому. И так во всем. Мне очень тяжело так жить. Живу в маленьком городке, профессиональных психологов у нас нет.
Автор вопроса: Виктория Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте, Виктория. То, о чем Вы пишите, называется внутренним конфликтом. Для того, чтобы благополучно его разрешить, коротко обсудим что это такое, причины его возникновения и как помочь себе самостоятельно.
Итак, внутренний конфликт - это острое негативное переживание, вызванное борьбой ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ внутренних позиций/ мотивов/ потребностей и невозможностью эти потребности удовлетворить или отказаться от них.
Людям, переживающим подобный конфликт, кажется что в их внутреннем мире (диалоге), находятся разные люди со своим мнением, эмоциями и поведением. Эти «люди», или части личности, называются СУБличностями. Они оказывают заметное влияние на состояние, решения и поступки самой ЛИЧНОСТИ. Откуда же появились эти части?
Каждая субличность появляется на основе определенного желания, потребности и убеждения человека. Например, в детстве у ребенка появилось желание рисовать, и вот он рисует, и слышит замечание от близкого: «лучше бы сделал то и то». Или ребенок наблюдает/слышит неодобрительную реакцию: «что это? Да уж, художник из тебя - никакой» и тд. Часто, ребенок, ради признания и одобрения взрослого, отказывается от приятного для себя занятия (или неосознанно запрещает себе), но его ПОТРЕБНОСТЬ в творчестве так и НЕ удовлетворяется, а подавляется и продолжает напоминать о себе в разные периоды жизни.
И по мере взросления, разумеется, еще возникают желания и потребности, которые иногда как-бы «спорят» с правилами, ожиданиями или требованиями окружения. Поэтому появляются новые субличности, которые начинают "спорить в голове" и таким образом, вызывать внутренний конфликт. Бывают и ролевые субличности. Например, конфликт возникает между ролью матери и ролью специалиста и тд.
Естественно, в условиях такой борьбы, трудно быть уверенным, спокойным и гармоничным. Человека «бросает» в крайности: то одно желание, то противоположное. Какая-то одна потребность признается важной в ущерб другой.
Для того чтобы снизить накал и прийти к согласованности, во-первых, стоит помнить, что состояние внутреннего конфликта возникает в жизни каждого нормального человека.
Во-вторых, этот конфликт МОЖНО разрешить конструктивно, и таким образом, поспособствовать большей личной осознанности и развитию. Тут без Вашей инициативы - никак :)
В-третьих, важно научиться РАСПОЗНАВАТЬ свои субличности и их потребности, чтобы лучше понять противоречия, причину негативных состояний и решить как действовать в конкретной ситуации.
И теперь, предлагаю упражнение, которое поможет Вам устранить внутренний разлад или существенно его снизить. Отведите на выполнение этого упражнения достаточно времени и настройтесь не отвлекаться, чтобы процесс не прерывался. И хотя это упражнение может показаться Вам странным или необычным, не переживайте. Все мы ведем внутренние диалоги. Просто этот, будет организованным :)
На примере субличностей, из Вашего письма:
1 часть - хочет курить
2 часть - хочет бросить
Вторая пара:
1 часть - хочет перестать брать в долг
2 часть - находит веские причины продолжать это делать
Выберите пару, с которой начнете работать. Подумайте как Вам будет легче: нарисовать каждую из частей на отдельных листках (может быть слепить из пластилина или использовать любые подходящие предметы), представить каждую часть на отдельном стуле (можно их поставить друг напротив друга) или представить на своих ладонях каждую отдельно. Во время диалога с каждой частью, важно ПОЛНОСТЬЮ ЗАНЯТЬ ЕЕ СТОРОНУ, КАК-БЫ СЛИТЬСЯ С НЕЙ И ГОВОРИТЬ ИЗ ЕЕ СОСТОЯНИЯ. Начиная диалог, Вы берете в руки рисунок/слепок/предмет или садитесь на стул, который представляет субличность.
Вспомогательные вопросы для беседы с субличностями:
1. Как тебя зовут? Дайте любое подходящее имя, отражающее особенность субличности.
2. Расскажи о своем характере и как он проявляется в жизни Виктории?
3. Чего ты хочешь больше всего? О чем мечтаешь?
4. Для чего тебе это нужно?
5. Чего ты больше всего боишься?
6. Как и чем ты помогаешь Виктории?
7. Как ты это делаешь? Ты знаешь, кроме тебя, есть еще одна часть/соседка, с которой ты часто ссоришься. И от этого, Виктории очень тяжело и плохо.
Теперь, обратите внимание на противоположную часть (или сядьте на другой стул) и задайте ей те же вопросы. Если Вы замечаете, что одной стороне есть что добавить, снова переключаетесь и занимаете ее позицию. И так до полного прояснения каждой стороны. Только после этого, Вы занимаете позицию хозяйки обеих частей. Заметьте, ЧТО ОБЩЕГО, а главное, ПОЗИТИВНОГО между стремлениями обеих частей Вам открывается с позиции наблюдателя? Какой результат удовлетворил бы обе части (и Вас, конечно)?
8. Подумай (имя субличности), как ты могла бы по-другому помогать Виктории? В чем бы ты могла уступить другой части? Как ты могла бы по-другому проявлять себя, чтобы действовать с другой частью более согласованно? В чем и как твоя уступчивость будет выражаться? Снова отвечайте от лица каждой субличности.
9. Поиск и принятие компромисного решения.
10. Проверка: как новое решение вписывается в ситуацию, которая раньше казалась проблемной? Разрешился ли внутренний конфликт? Хочется ли еще что-то сделать? Что?
Вот такое упражнение. Легко и быстро не получится. Выполняйте его столько, сколько посчитаете нужным. Даже если полностью устранить конфликт не получилось, облегчение наступит обязательно, так как внутренняя борьба и категоричность сменится признанием своих полярностей и пониманием их позитивной роли для Вас. Ну, а оптимальное решение - вопрос времени и Вашего желания его найти.
Чего искренне Вам желаю!
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина