Боюсь общаться с людьми постарше. Социофобия, тревога, навязчивости.

Вопрос психологу:
Мне 19 лет , девушка студентка. Я очень стеснительная, боюсь общаться с людьми. В школе я боялась поднять руку, отвечать , общаться с одноклассниками(было пару людей с которыми я хорошо общалась). Сейчас я учусь в университете и я очень стесняюсь позвонить или говорить с преподавателями или с другими представителями универа. Со своими одногодками я могу общаться без страха ( ну только первое время могу молчать, а потом веду себя активно), но вот когда нужно общаться с людьми старше ( преподаватели, врачи, деканат или даже продавец) у меня начинается паника, страх , я не знаю что сказать , мне постоянно кажется , что они мне грубо отвечают , у меня сильно трясутся руки , мысли как в тумане и я очень сильно туплю. Мне стыдно , что я как ребенок , ведь мои одногруппники не боятся позвонить преподавателю или договориться с другими людьми. Это очень сильно влияет на мою успеваемость , ведь когда нужно получить оценку я очень боюсь , накатывает ужасная тревога. Я очень скованная , мне трудно отстаивать личные границы , мне неловко отказывать, я много теряю из - за своей стеснительности. Я очень тревожная личность, у меня много страхов и с каждым годом их больше. Мучают навязчивые мысли от которых порой невозможно избавиться . Я чувствую в себя двух разных людей , ведь бывают периоды когда я более уверенней, нету тревог и навязчивостей , но чаще бывают периоды очень сильной тревоги которую я подавляю странными действиями ( три раза стукнуть по дереву, сделать три глотка, проверить всё по сто раз , а если наступлю на трещину на асфальте так вообще целый день коту под хвост). Как с этим справиться? Я очень хочу жить полноценной жизнью.
Автор вопроса: Катя Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Высоцкая Елена Валентиновна.
Здравствуйте, Катя! Благодарю за доверие. Постараюсь дать максимально расширенный ответ, исходя их контекста вопроса.
Я услышала два акцента, на которые следует обратить внимание: уверенность в себе и стыд. Подобные запросы встречаются достаточно часто, так что Вы не одна.
Для понимания и работы с этими проявлениями, было бы эффективно понять причину либо когда подобное ощущение испытали впервые. Это тема для личной встречи с целью проработать.
В данном случае, самостоятельно будет полезно отметить «красную точку» которая запускает это состояние тревоги, скованности. Полезно будет наблюдать за собой в течение дня и фиксировать проявления желательно в дневнике в формате Ситуация - Мысль - Эмоция - Реакция. После вернитесь к записям и проанализируйте. Можете найти много полезного и любопытного. Подобное упражнение поможет выявить причину (мысли, ситуации), корая запускает цикл тревожности. А дальше, выявив, стоит просто замечать эти точки и выстраивать новую стратегию поведения. Осознавая эти точки, мы можем руководить процессом, не пребывая под их влиянием.
Вы упомянули, что в Вас проявляется два человека. Верно подмечено. Мы многогранны, постоянно меняемся и сочетаем в себе много качеств и проявлений. Можете ли допустить, что эти оба состояния свойственны Вам и являются Вашими частями? Как Вам с этим? Ведь в каждом есть уверенность и неуверенность. Вопрос в том, какое состояние мы подпитываем и кормим. Если хотите укрепить уверенность, важно отыскать и развить качества, которые Вам ее дают. Этот процесс похож на выращивание дерева: выберем семя, удобряем его, оно прорастает, появляется хрупкое деревцо и с каждым годом крепнет. Идея и структура именно такая абсолютно со всем, что мы хотим взрастить и укрепить.
Итак, дам несколько рекомендаций как обнаружить и вырастить уверенность в себе.
1. Старайтесь делать то, чего боитесь и не избегайте ответственности. К примеру, боитесь разговаривать с людьми в трезвом состоянии, сделайте это. Да, возможно будет неловко. Но этот новый опыт укрепит ваше стержневое ощущение «я могу!». Попробуйте как Вам с этим и, возможно, захотите развивать это качество
2. Принимайте решения самостоятельно без помощи окружающих. Это качается абсолютно всего: что хочу за завтрак, какой цвет нравится мне, какую стрижку хочу, чем нравится заниматься именно мне. Ловите себя на желании посоветоваться и останавливайтесь, выбирая самостоятельность. Нет правильных и неправильных решений. Зато уверенность в себе и чувство собственной полноценности – растет! Вопрос в готовности брать на себя ответственность за принятое решение.
3. Занимайтесь тем, что вам нравится и что удается. Ищите работу, занятие, близкое Вам, а не то, что хотели бы окружающие. Фиксируйте свои победы в дневнике. Если вдруг что-то пошло не так, как планировали, это не значит, что Вы – неудачница. Ошибки совершают абсолютно все для того, чтоб набраться опыта и в следующий раз поступить по-другому.
4. Примите в себе несовершенства. Идеальных людей не существует. Можете понаблюдать за установками и словами: «должна», «лучше всех», «идеально»… Если такие есть, замените их на «достаточно хорошо», снизив градус требования. Также пересмотрите отношение к своим качествам. Иногда, качества, которые мы считаем нашей слабостью, являются нашим преимуществом и могут сработать во благо, если взглянуть на них с другой стороны.
5. Займитесь самопознанием, изучите свою неуверенность. Раскрывая качества в себе, позвольте им проявиться, относитесь к своим зонам роста с терпением и любовью. Если мы принимаем себя настоящими, со всеми индивидуальными особенностями, нас любят окружающие, ведь мы транслируем уверенность и любовь к себе.
Соприкоснемся с темой стыда, которая достаточно емкая. Для укрепления устойчивости в ситуациях, которые вызывают смущение, попробуйте следующее.
1. Опишите себя. Ответьте на вопросы: Кто я? Чем я занимаюсь? Что мне интересно?
2. Напишите список из 10 вещей, которые очень хотите сделать, но Вам неловко. Никому не показывайте. Заметьте как чувствуете себя, когда пишите и думаете об этих вещах
Надеюсь, рекомендации будут полезны, чтобы жить полноценной жизнью