Уволилась с работы из-за критики. Поиск себя.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, где-то месяц назад уволилась с работы по причине: стала ощущать постоянное чувство вины за выполненные или невыполненные поручения, от коллектива, от начальства выслушивала, что некомпетентна, не стараюсь, зачем работаю, что другие делаю в 2-3 раза больший объем работ, а я с одним делом не могу справиться (до сих пор больно даже писать это). Поначалу я старалась успокоиться и говорить, что буду делать всё в своём темпе, что я стараюсь, но потом потерялась, стала ощущать себя никчёмной и поняла, что они были правы, не получалось много чего делать, это меня сломило внутри меня, очень тяжело давался сам шаг уволиться, каждый говорил не увольняйся, ты нигде не найдёшь работу, в принципе они были правы. Теперь просматривая вакансии, я смотрю на требования и вижу только недостатки: неактивная, не стрессоустойчивая, некоммуникабельная, не разбираюсь в языках, опять подвожу людей-родителей, друзей, брата. Подумала о том, что может быть это вообще не мой путь, а где же мой? Никогда не было особенно больших целей: помогать родителям, брату и всё. Согласилась я на эту работу из-за чувства вины, поскольку после университета было сложно долго не могла найти ,что же всё таки хочу и потом родители и брат намекнули, как долго это будет длиться. И сейчас похожая ситуация. Ощущаю себя жутко несамостоятельной, нуждающийся в других, чтобы почувствовать себя человеком, это же ненормально? А наедине с собой ещё тяжелее
Хочу найти себя, но нет сил, всё слишком пессимистично выглядит и бесполезно пытаться и винить тут некого кроме себя самой.
Автор вопроса: Надежда Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Мирончук Юлия Александровна.
Здравствуйте, Надежда!
Давайте для начала отодвинем в сторону мысли, что винить нужно себя, что это с вами что-то не так, что вы всех подводите. Конечно, когда теряешь работу, а от окружающих слышишь лишь укоры, очень легко разувериться в себе и провалиться в апатию и подавленное состояние. Но сейчас мысленно отодвиньте этот деструктив в сторону и попробуем без этого якоря разобраться в ситуации.
Сложно понять, какой же путь твой, если окружающие не дают времени спокойно все обдумать, попробовать разные варианты и выбрать свое направление. В вашем случае, как я понимаю, все только и делали, что подталкивали вас в спину: давай, иди работай, шевелись. Не давая вам возможности вообще что-то продумать и оценить. Конечно, в такой ситуации легко растеряться и потеряться. Да еще и в окружении токсичного коллектива, где вас унижали и обесценивали вашу работу.
Вы правильно делали, что указывали на то, что работаете в своем темпе. Вообще, это ключевой параметр и для результативности работы, и для сохранения своего здоровья. Совершенно глупо пытаться прыгнуть выше головы и в этой гонке не суметь нормально сделать даже то, что можно было бы. Сейчас в обществе закрепился некий стереотип, что нужно все делать быстро, радостно, при этом суперпродуктивно и успевать везде. Это утопия. Если работаешь быстро – скорее всего работаешь достаточно поверхностно. Если нужно быть внимательным, держать в поле зрения кучу мелочей, а еще и проделывать все это длительное время, то какое тут «быстро и успеть везде»?
Понятно, что под определенные задачи нужны определенные качества. Вероятно, ваши задачи на предыдущем месте работы не соответствовали вашим качествам: типу нервной системы, особенностям мыслительных процессов и т.п. Просто ошибочный выбор, а вовсе не ваша вина и повод втаптывать вас в грязь.
Здесь хочу заметить, что ваше описание событий указывает на то, что вам трудно давать отпор другим людям и защищать свои границы. Вот они и вторгаются постоянно со своими указаниями и оценками. Тренируйтесь ставить людей на место, тренируйтесь отказывать, защищайте себя. Чтобы помочь себе в этом, можно, например, заранее заготовить фразы на самые распространенные нападки и использовать их по ситуации.
Важно, чтобы вы сами были на своей стороне, верили в себя. Вы пишете, что в вакансиях только и видите несоответствие с собой, разочаровываетесь в себе еще больше. Но вы просто не под тем углом на себя смотрите.
Например, вы - очень даже стрессоустойчивый человек, раз сумели работать в таком токсичном коллективе и пробовали бороться за себя. Стрессоустойчивость – это ведь не абсолютная нечувствительность к стрессу, а способность длительное время ему противостоять без разрушительных последствий для организма. Но предел всегда есть, длительный стресс рано или поздно добьет любого.
Неактивная и некоммуникабельная? Зато вы неконфликтная и терпеливая. Это очень ценные качества. Просто нужно выбирать такие профессии и должности, где ключевыми являются именно ваши сильные стороны.
Нет больших целей – ну не беда, еще есть время их поставить, вы ведь так молоды. И даже если вам просто нравится жить как есть, без больших целей, - тоже хорошо, почему нет.
Все можно вывернуть на свою сторону, нужно просто изначально быть на своей стороне. Попробуйте подумать, какие еще у вас яркие качества. Расспросите друзей. И отразите все это в резюме. Так вы ясно укажете, чего от вас ждать, в чем вы будете наиболее результативны.
А сейчас давайте попробуем понять, где ваш путь и какая работа – ваша.
Как я понимаю, работать по специальности, которую вы получили в университете, вы не можете, нет предложений. Может быть стоит рассмотреть вариант работать по этой специальности, но в другом городе? Может быть онлайн? Вряд ли университет выпускает специалистов выдуманных профессий, которые совершенно неприменимы в нашей реальности. Поэтому стоит просто расширить круг поиска.
Можно зайти с другой стороны. Подумайте, чем вам нравится заниматься? Вот если брать в целом, то какие занятия приносят удовольствие и время за ними летит незаметно? Напишите список и подумайте, в каких профессиях/вакансиях они могут звучать. Пробуйте отсылать туда резюме.
Предположим, вам нравится писать письма – тогда можно попробовать себя на той должности, где необходимо письменное общение (с клиентами, заказчиками, обратная связь и т.п.) Поразмышляйте в таком ключе и поищите подходящие вакансии.
Пробуйте также писать сопроводительные письма, рассылая резюме, – это как элемент живого общения и способ себе, как кандидату, прибавить очков. Опишите, чем вам понравилась вакансия, какие ваши качества помогут вам быть хорошим работником в заявленной должности.
И главное: попробуйте изменить свое отношение к работе. Не воспринимать это как повинность, вашу обязанность по отношению к родным, а отнеситесь к работе как к возможности реализовать себя, развить уверенность в себе, найти интересный круг общения, получить финансовую стабильность, интересно проводить время и тому подобное. Ведь там действительно много приятного и ценного. Настроившись таким образом, вы и процесс поиска работы измените, иначе будете искать и оценивать вакансии, усилите свои шансы на успех. Вы начнете двигаться по своему пути.
Еще вы пишете, что ощущаете себя жутко несамостоятельной и нуждающейся в других. Но хочу сказать, что все мы зависимы по своей природе: люди – существа социальные, мы нуждаемся в обществе, в отношениях, в связях с другими людьми, во взаимопомощи. Это нормально. И нет оснований говорить, что с вами происходит что-то ненормальное. У вас трудный период в жизни, поэтому естественно, что вы нуждаетесь в поддержке, заботе, подбадривании. Попробуйте найти тех людей, которые поймут ваше состояние. Группы в социальных сетях, друзья, может кто-то из родных. Поищите. Такое окружение придаст вам сил и уверенности.
А также старайтесь почаще давать себе приятные эмоции: делайте то, что нравится, смотрите хорошие фильмы, гуляйте и т.п. Ведь вам нужны силы и хорошее настроение, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
И напоследок: не бойтесь пробовать. Пробуйте отсылать резюме, отстаивать свои интересы, заявите о себе, пробуйте верить в себя!
Кризисы даются нам, чтобы мы развивались. Так уж устроена наша жизнь :) Поэтому сейчас у вас есть возможность измениться самой и изменить свою жизнь к лучшему. Пусть у вас все получится!!