Я как будто нахожусь в клетке. Как преодолеть свое безразличие?

Вопрос психологу:
Я не понимаю, как мне себя "разбудить". Я живу с молодым человеком два с половиной года (живем сейчас вдвоем, детей нет), и все это время он искренне пытается меня растормошить, вызвать у меня интерес к каким-либо занятиям, к себе и своему внешнему виду, к окружающим. Но мне на все без разницы.
Я не слежу за своей внешностью (хожу с отросшими корнями волос и не выщипанными ресницами; не имею лишний вес, но тело дряблое), у меня нет собственных увлечений, нет профессии и работы (деньгами помогают родители). В быту часто делаю что-то на авось, не перепроверяю себя и не задаю себе лишний раз вопрос "а все ли я правильно делаю?" Я как будто постоянно уверена в том, что я права и все правильно делаю.
Уже пару лет окружающие постоянно мне говорят "неужели нельзя было подумать?". Я часто не ставлю кого-то в известность о своих действиях (а мои выводы часто оказываются неправильными и причиняют неудобства другим), не уточняю детали и так далее. Это приводит к конфликтам и недопониманиям. Это мне говорили уже тысячу раз разные люди, а я продолжаю этого не делать. Не понимаю, почему. Когда конфликтная ситуация происходит - я себя корю, но как только все сходит на нет, я не провожу над собой никакую работу.
Более того, я не ценю, что мне дают другие люди. Я не понимаю, как это - ценить. Я скажу спасибо, но ко всему отношусь, как к должному, и не понимаю, как поменять свое отношение.
Я странно переживаю эмоции - они не задерживаются надолго и как будто тусклые. Так было всю жизнь, сколько себя помню - меня что-то беспокоит, пока есть раздражитель, потом я быстро (в течение нескольких минут, реже до часа-двух) возвращаюсь в свою "пустоту". Ни о чем не думаю, делаю что-то рутинное или прокрастинирую. Я как будто нахожусь в клетке, и не могу найти из нее выход.
Меня не интересуют другие люди, их состояние и чувства. Я исхожу только из того, что сама понимаю и чувствую на данный момент. Например, я могу предложить молодому человеку, который пожаловался с утра на боль в горле, холодный лимонад, потому что он всегда пьет холодный. Или, например, я могу прийти к друзьям домой, поесть у них их еды, которой они поделились, и оставить после себя кучу посуды - забыть помыть, хотя я знаю, что моего друга раздражает беспорядок на кухне и немытая посуда, для него это неуважение.
Я постоянно сваливаю на окружающих ответственность. Мне бывает страшно даже приготовить обед, потому что я боюсь напортачить, перевести еду, сделать невкусно. Не говоря уже о поисках работы или, например, контактах с хозяином квартиры, которую мы снимаем. Чем меньше на мне ответственности за дело, тем легче мне за него взяться.
Вокруг меня все говорят, что человек может измениться, и все зависит от желания. Я же не меняюсь, не думаю о своих ошибках, не становлюсь более инициативной, открытой и ответственной. Я остаюсь такой же, хотя меня заботит это все, я хочу поменяться. Обманываю ли я себя в том, что я правда хочу поменяться? Или нет, и это правда, что я прикладываю усилия, но я по каким-то другим причинам не могу измениться?
Автор вопроса: Лариса Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Андреева Александра Германовна.
Здравствуйте, Лариса! Рада познакомиться с Вами. Спасибо большое за Ваш подробный рассказ. Во - первых, Вам стоит перестать себя винить в том, что Вы какая - то "не такая" и двигаться вперед исключительно маленькими шажками. Во - вторых, стоит провериться на гормоны, проверить щитовидку. В - третьих, стоит проверить у себя концентрацию внимания на примере перебирания двух круп (отделения одной крупы от другой). Норма концентрации внимания для взрослого человека - от двадцати до тридцати минут без отвлечения.. В - четвертых, учитесь называть эмоции и эмоциональные состояния. Можно вооружиться списком эмоций (наберите запрос в интернете) или использовать "колесо эмоций" Плутчика. Называйте эмоции героев (вслух или про себя), когда смотрите кино или читаете книгу. Попробуйте угадывать, что чувствуют случайные прохожие, просто смотря на выражения их лиц. Со временем Вы и себя начнете понимать лучше. В - пятых, вы можете записывать (в электронные или в бумажный блокнот) причинно - следственные связи, например, таким образом: болит горло -> не предлагать холодный лимонад (случай с молодым человеком), ужинали в гостях -> помыть посуду в качестве благодарности, иначе человек расстроится (случай с другом). Постепенно начнёте предугадывать следствия и лучше понимать, как поступить в той или иной ситуации. Не стесняйтесь спрашивать напрямую, чем именно можно сейчас помочь человеку. Когда все вышеупомянутое будет сделано (упражнения с эмоциями и связями - многократно), можно подумать о Ваших интересах, о том, чем Вам хотелось бы заниматься в жизни.Впрочем, это уже тема для долгосрочной работы. Я желаю Вам удачи!. Пожалуйста, берегите себя. С уважением, Александра Aндреева, практический, детский и семейный психолог, коуч, МАК - кольсультант