Страх за будущее после получения диплома. Как найти работу и сепарироваться от мамы?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я недавно получила диплом бакалавра, отучилась 4 года на неинтересную для меня профессию, поступила чисто из-за диплома и потому что прошла на бюджет и по баллам ЕГЭ. Во время учёбы часто были депрессии, апатия, не хотелось идти на пары, сильно разочаровалась в специальности и вузе, к тому же мне так и не удалось завести близких друзей. Диплом написала с трудом за несколько недель до сдачи, были нервные срывы во время написания.
Сейчас абсолютно не знаю, что мне делать дальше, у меня жуткая апатия и тревога за будущее, тупо лежу целыми днями дома. Мама хочет, чтобы я дальше училась в магистратуре, но я не хочу снова терять время, да и не знаю чем хочу заниматься, я до сих сих не нашла себя. На фоне этого часто ссорюсь с мамой, я у нее одна, папа умер давно, и она сильно за меня переживает. На работу не знаю смогу ли устроиться, потому что мне страшно, и я очень стеснительная. Подскажите пожалуйста, что делать и как найти себя и понять, чем я действительно хочу заниматься в жизни и ещё как адекватно сепарироваться от мамы, такая проблема тоже есть?
Автор вопроса: Юля Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Гатиева Людмила Федоровна.
Здравствуйте, Юля!
Вы затронули несколько очень объемных и жизненно важных вопросов, ответы на которые невозможно дать в одном, даже, очень развернутом письме. Это требует большой внутренней работы. Вашей работы, Юля! Возможно, с помощью специалиста.
Давайте попробуем разобраться с направлением движения по каждому из этих вопросов.
1. Предлагаю начать с сепарации от мамы. Это очень важный период в жизни и Вы своевременно задумались над этим вопросом. Похоже, что у Вас с мамой доверительные, дружеские отношения. Это очень важно сохранить. Но при этом пришла пора перейти на новый уровень отношений мамы и взрослой дочери, то есть пройти процесс сепарации.
Сепарация состоит из нескольких этапов:
- прощение родителей ( нам всегда есть за что простить своих родителей);
- благодарность родителям;
- выстраивание личных границ в физическом ( например, не приходить без предупреждения, не брать личные вещи без разрешения и т.д.) и психологическом пространстве.
Наибольшие сложности наверняка у Вас вызовет 3 этап. В Вашем случае его можно провести достаточно плавно.
Для Вас это означает, что Вы
1) Берете ответственность за свою жизнь в свои руки. При этом мама Вас отпускает во взрослую жизнь, принимая Ваше решение. Это вовсе не отменяет ее права высказать свою точку зрения или дать Вам совет, также как и Вашу готовность попросить совета мамы как у близкого человека и выслушать ее мнение. Но решение Вы принимаете сами и несете ответственность за принятое решение.
2) Найдя работу, Вы обретете финансовую независимость от мамы. Это очень важная часть сепарации.
3) Конечно, взрослые дети должны жить отдельно от родителей, но в Вашем случае нет необходимости торопиться. Вы достаточно молоды и нет необходимости самой себе создавать сложности. Когда у Вас будет семья, это вопрос станет актуальным. Или в том случае, если Вы почувствуете, что совместное проживание мешает устройству Вашей личной жизни.
2. Выбор профессии.
Юля, Вы очень четко описали причины, по которым пошли учиться в конкретный ВУЗ. Они очень убедительны и рациональны.
А какую профессию Вы бы выбрали, если бы были свободны в своем выборе? Где бы Вы хотели учиться и на кого? Что Вам мешает, кроме денег?
Если у Вас есть точный ответ на вопрос, то Вы сможете получить второе высшее образование платно, начав работать. Так Вы сможете осуществить свою мечту. Сейчас наличие нескольких высших образований становится некой нормой жизни. Поскольку в юношеском возрасте большинство людей не может определиться с профессией, и понимание своих истинных потребностей приходит позже.
Если Вы в замешательстве и еще не определились, то можете:
- пройти тесты на профориентацию;
- вспомнить и проанализировать свои интересы. Что из этого Вас может заинтересовать в профессиональном плане;
- попробовать поработать по полученной специальности;
- Ваш вариант….
Относительно того, что Вы разочаровались в специальности и ВУЗе могу сказать, что, к сожалению, образование очень оторвано от практической деятельности. И основные знания, необходимые для работы, Вы будете получать на месте работы. То есть основной результат образования, к сожалению – это не всегда знания, но хотя бы умение думать и анализировать, и диплом. То есть можно считать, что Вы достигли поставленной цели.
А ВУЗ – это всего лишь часть жизни и в Ваших силах искать более интересные источники знаний ( не обязательно платные), максимально используя бюджетные возможности.
И в любой, самой привлекательной и любимой работе есть рутина. Всегда есть то, чего делать бы не хотелось. Для кого-то это теория или подготовительная работа, для кого–то переговоры, а для кого–то необходимость продавать результат своего труда. И очень важно принять процесс целиком, иначе это отразиться на результате. И практически всегда, чтобы получить удовольствие от результата необходимо приложить усилия.
3. Депрессия, апатия.
Юля, как часто у Вас бывает депрессия? Каковы ее причины по Вашему мнению? Как давно Вы у себя это замечаете? Это началось только в институте? Это может быть следствием затяжного стресса или переутомления.
С этим вопросом надо разбираться отдельно. Я бы предложила Вам начать с диспансеризации, несмотря на молодой возраст. Это нормальное проявление заботы о своем здоровье. Только исключив физиологические причины, можно говорить о чисто психологической природе депрессии.
4. Отсутствие близких друзей.
Снова возникают вопросы. В институте Вам не удалось завести близких друзей. Как вы считаете почему? Были ли у Вас друзья в школе? Сейчас у Вас есть друзья?
Вы пишите, что Вы стеснительная. На самом деле, Юля, Вы не одна стесняетесь. Стеснительных, достаточно замкнутых, скромных людей очень много. Просто сейчас своеобразная мода на ярких, уверенных в себе людей. Кажется, что их большинство. И на их фоне скромный человек еще больше закрывается. Не надо.
Надо учиться общаться:
- можно найти компанию по интересам;
- важно иметь собственное мнение и уметь его выражать. А если надо, то аргументировано отстоять. Этому стоит поучиться.
- выходить их зоны комфорта и не отмалчиваться, когда находитесь среди других людей. Учиться поддерживать разговор.
Конечно, не стоит сближаться с людьми, с которыми Вам неприятно общаться, но таких людей в нашем окружении, как правило, немного. Навыки коммуникации нарабатываются опытным путем. Попробуйте! Вы точно сможете расширить круг своего общения.
5. Страх поиска работы.
Хорошо, что Вы осознаете свой страх. Юля, Ваш страх нормален. Человек всегда испытывает страх перед новым в своей жизни, потому что не представляет, что ему предстоит, у нет опыта для решения новой задачи. И поэтому некоторые люди предпочитают оставаться на прежнем месте, отказываясь от изменений, часто даже положительных, выбирая тактику избегания.
Юля, Вы, лежа на диване, тоже используете эту тактику. Как часто Вы ее используете в своей жизни? Вспомните основные случаи.
Подобная тактика – это путь к депрессии. И цель не достигнута, и чувства вины, обиды и прочие тут, как тут.
А чего конкретно Вы боитесь?
Вас не примут на работу без опыта?
В конечном счете, найдется работодатель, который Вас примет на работу. Серьезно отнеситесь к написанию резюме, готовьтесь к собеседованиям, выражайте готовность к обучению. Это поможет Вам чувствовать себя увереннее. Но не воспринимайте возможный отказ как трагедию. Там, где Вам отказали, либо нужен специалист с серьезным опытом, либо это не Ваше. Старайтесь проще смотреть на сам процесс поиска работы.
Вы боитесь, что не справитесь с работой?
Как правило, всем новичкам объясняют суть дела. Если Вас взяли на работу, то работодатель считает, что Вашей компетенции хватит для выполнения данной работы, иначе он не будет тратить деньги. Есть должностные инструкции, разные нормативные документы и возможность задать вопросы коллегам.
Если конкретизировать страх, то есть задать все вопросы о работе, которые Вас беспокоят и постараться на них ответить ( наметить пути решения, не менее трех действий на каждый вопрос), то страх уменьшится.
А если вспомнить, что работа Вам нужна для обретения финансовой независимости, то появится цель. Наличие цели предполагает движение к ней.
6. Магистратура.
Вы достаточно точно сформулировали, что магистратура – это желание Вашей мамы, а Вы считаете это пустой тратой времени.
Решение остается за Вами.
Я позволю себе изложить свою точку зрения как
- психолог;
- сторонний человек;
- человек с двумя высшими образованиями;
- человек, имеющий жизненный опыт.
Юля, само по себе образование никогда не было и не будет пустой тратой времени. Вопрос в том, как мы используем полученные знания.
На сегодняшний день бакалавриат - это низшая ступень высшего образования, хотя и является законченным высшим образованием. И здесь опасения Вашей мамы оправданы. Неизвестно, как сложится жизнь и Ваша мама хочет Вам дать максимально возможное образование, потому что для успешного развития карьеры одного бакалавриата может оказаться недостаточно. Он может не понадобиться, но может так случиться, что именно его не хватит для Вашего дальнейшего развития. И эта соломка, которую Вы можете себе подстелить, в будущем может оказаться мягкой перинкой. Сейчас Вы молоды, не обременены семьей, у Вас есть мамина поддержка. Это очень удобное время для продолжения учебы. В зрелом возрасте делать это гораздо тяжелее. Хорошо решать основные вопросы в те возрастные периоды, которые для этого предназначены.
К тому же для продолжения учебы необязательно выбирать тоже направление, которое изучено в бакалавриате. Поступить можно на другую специальность, главное – сдать вступительные экзамены.
То есть у Вас есть возможность скорректировать выбор профессии. И если Вы не хотите тратить время только на учебу, почему бы Вам не рассмотреть вопрос о заочном или очно-заочном обучении в магистратуре. Так Вы сможете учиться и работать.
В любом случае Вам решать, как строить свою жизнь.
Надеюсь, что мой ответ будет Вам полезен. Если возникнут вопросы, обращайтесь. Желаю Вам найти обрести себя, свое место в жизни! Успехов!
P.S. Буду признательна за отзыв о консультации.
С уважением,
Гатиева Людмила Федоровна