Как жить с эндогенной депрессией?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! На протяжении почти 20 лет болею рекуррентным депрессивным расстройством. Очень сложно с таким диагнозом. Устала от себя. Постоянные непонимания с мужем. Работать в школе становится все труднее (преподаю в сельской школе). Пыталась уйти от мужа, но возвращалась, из за своей неуверенности. Муж страдает эпилепсией, меня не понимает. Дети страдают из за наших ссор. Каждый год приходится лежать в психотерапии. В этом году набрала кредитов, микрозаймов и когда поняла что не смогу это оплатить опять началась депрессия. Психотерапевт объяснила, что это Биполярное аффективное расстройство. Сейчас не знаю как буду расплачиваться с долгами, не могу найти юристов, которые могут толком объяснить, как мне действовать в таком случае. Рассеянность, страх, все время проверяю себя, правильно ли я сделала, очень долго соображаю, боюсь, что не выдержу всего этого... принимаю антидепрессанты. Как жить с этим, как перестать сравнивать себя с другими, как поверить в себя? Такое чувство, что я не доверяю себе, что опять могу ошибиться.
Автор вопроса: Гульшат Возраст: 44

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Гульшат, здравствуйте!
Благодарю Вас за Ваш вопрос.
Вы занимаетесь лечением своей болезни , как сами пишите, уже более 20 лет. И Вы понимаете, что важно серьезно относиться к лечению. И исходя из этого понятно, что навряд ли кто то, даже супер специалист, сможет вылечить вас одним письменным ответом на очень короткое письмо без анамнеза.
Уверена, что Вы и сами все понимаете и не ждете волшебства. Хотя конечно же очень хочется иметь волшебную палочку , которая бы исполняла все желания.
Скорее Вы писали сюда за поддержкой.
Ваш вопрос - как жить с эндогенной депрессией. в первую очередь принять, что у Вас это есть. Принятие, это отсутствие отрицания, это отсутствие негатива по отношению к диагнозу, отсутствие игнорирования его. Так есть., так случилось.
Как только приходит принятие, то приходит решение, что с этим можно жить и начинается поиск инструментов, как облегчить себе жизнь с таким диагнозом, как найти решение, чтобы вылечиться. Но решение ищется совместно с психотерапевтом!!!! Это достаточно длительная работа, и она должна быть последовательной и важно исполнять в точности все рекомендации врача. Помимо медикаментозного лечения еще большую роль играет психотерапия, индивидуальная и/или групповая. Важно следовать этой стратегии.
Как жить? ЖИТЬ!!!
Найдите примеры излечения, пусть они вдохновляют Вас.
Извините, но я не юрист и не смогу подсказать, как быть с кредитами. Но я желаю Вам найти хорошего юриста и найти решение!
Очень важно перестать сравнивать себя с другими! Вы это Вы! как? просто перестать. Сравнивайте себя с самой собой. Ставьте себе цели и задачи по развитию и обязательно вознаграждайте себя даже за самые маленькие победы и удачи!!!
Заведите дневник успеха: запишите туда все свои успехи, удачи по всей жизни, когда Вас хвалили, когда Вы были счастливы, вклейте туда все фото, где Вы счастливы, все свои счастливые моменты, цитаты из книг, которые нравятся, из веселых фильмов, которые вызывают улыбки. Почаще заглядывайте в этот дневник, особенно, когда накрывает апатия.
Есть старая притча про визиря (она про сравнение себя с собой): визирь всегда радовался жизни и всегда был всем доволен. это начало вызывать зависть среди других подданных. Поползли самые разнообразные слухи, и дошли до султана. Ему сказали, что визирь каждый вечер закрывается с старой комнате дворца и сидит там, никого не пуская. Возможно, утверждали злые языки, он шпионит на пользу другого султана, поэтому его все так радует. И султан отправился со свитой, чтобы проверить и своими глазами увидеть, чем именно занимается визирь. Открыв дверь в комнату, изумленный султан увидел, что визирь сидит на полу, а возле него стоят старые стоптанные сапоги и висит изношенный халат, густо покрытый заплатами. Улыбнувшись визирь сказал, что в этой одежде он однажды пришел к султану и тот сделал его своим визирем. «Все познается в сравнении. Каждый вечер я прихожу сюда, чтобы увидеть, с чего все началось. И каждый раз сравнивая то, что я имею сейчас и что имел когда-то, я понимаю, что все у меня хорошо.»
Прекрасными подспорьями для антидепрессивной терапии является лечение красотой. Живопись, музыка, вкусная еда. чтение литературы, поэзия, красивые фильмы, прогулки на природе вызывают явные, причем положительные эмоции, важна актуализация радости, нахождение радости в простых вещах (солнышко, радуга, улыбка ребенка, наряженная елка, гирлянды).
Очень помогает общение с людьми с таким же диагнозом. Желательно найти тех, кто справился и важно понимание, что Вы не одна.
Очень часто мешают выйти из депрессии установки, предрасполагающие к возникновению депрессивных переживаний. Если их осознать и поменять, то это может помочь. конечно же это работа над собой.
1) чтобы быть счастливой, я должна быть удачливой во ВСЕХ начинаниях;
есть много людей, которые не получают всегда и все. быть удачливой во всем = это утопия. иногда именно неудача в чем-то может привести к счастью
2) чтобы чувствовать себя счастливой, меня должны любить и принимать ВСЕ и ВСЕГДА;
Важно, чтобы Вы сами себя любили и принимали. ВСЕ и ВСЕГДА это утопия.
3) если я допускаю ошибку, следовательно, я глупая и никчемная;
важно относиться к себе с пониманием, есть ОПЫТ!!!! и это всегда хорошо! на опыте учатся и совершенствуются
4) как чудесно быть популярной, известной, богатой; как ужасно быть обычной, посредственным человеком;
Как много счастливых людей обычных и наоборот. у каждого свое счастье. важно научиться быть счастливым здесь и сейчас, быть счастливой в том, что есть, беречь то, что есть. Есть работа, есть муж, есть дети. это же такое счастье!!!
5) моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие люди;
нет, нет и еще раз нет.
6) я должна... здесь каждый добавляет свое
важно заменить должна на хочу (можно почитать про теории долженствования)
7) быть идеальной
утопия. важно понимать, принимать и любить себя такой, какая есть
ни в коем случае не угнетайте себя, не осуждайте за неудачи.
Негативные мысли забирают энергию, позитивные придают энергию. Смените слово «проблема», словом «задача».
Жизнь – полосатая, она может быть и радостной и болезненной штукой и это все 2 стороны одной медали. Это важно принять и не ждать , что всегда и все будет феерично.
хочу предложить следующие упражнения:
-) Любую негативную мысль, которая придет к Вам продолжите как устно, так и письменно
Это хорошо тем, что…
А за то…
Делать это упражнение не меньше недели, чтобы позитивное видение вернулось и заменило негативное.
-) «Я молодец!» Напишите на листе бумаги - я молодец потому что: … Можно сохранить это написанное и повесить на видное место.
-) Принцип «маленькая радость» - запланировать и доставить самому себе радость. Даже если это будет всего 5 минут. Это хорошая поддержка на эмоциональном уровне.
Чаще всего за негативными эмоциями стоит неисполненное желание. Надо научиться быть независимым от результатов своей деятельности, перестать зависеть от своих желаний. Кто знает может именно то, что сейчас не исполнилось Ваше желание и есть благо для Вас. Маленький ребенок очень сильно может хотеть много шоколада и злится, сильно плачет, когда не получает и не понимает, что у него диатез.
Важно помнить о Силе позитивного мышления. Мы одинаково можем запрограммировать себя как на успех, так и на неудачу. Причем усилия, которые нам нужно в это вложить, и в том, и в другом случае примерно одинаковы. Смените «фокусировку на негативе» на «фокусировку на позитиве».
Сила позитивного опыта. Страх уходит, когда появляется успешный, позитивный опыт, когда у человека появляется уверенность, что он умеет справляться с трудностями, что он - победитель. Собирайте свой имеющийся позитивный опыт и накапливайте новые успехи (вспоминайте все, что Вам удавалось). Учитесь новому и учитесь запоминать в первую очередь свои удачи и успехи. Чтобы опыт был позитивный, обеспечьте себе легкое, успешное начало, а большие трудные дела превращайте в последовательность небольших действий, каждое из которых Вам по силам (дробите большие задачи на маленькие и по очереди, последовательно их выполняйте). "легкое начало, посильные этапы". Таким образом будет легче вернуть уверенность, веру в себя и свои силы, доверие себе.
Помните, что все постепенно, собирая маленькие победы.
Я желаю Вам успеха и счастья!