Считаю себя отвратительным и ничтожным человеком, как с этим бороться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 25 лет. Я не вижу смысла жить, потому что считаю себя отвратительным, безвольным и слабым человеком не способным ни на что. Я потеряла своего первого и единственного парня которого любила с 13 лет, и люблю до сих пор, из-за своей же глупости. Он пытался меня простить, но не смог, сейчас он уже женат, и очень счастлив, а я? А я вышла замуж по залету, за человека с которым была знакома месяц, и ничего не испытываю к нему вообще. Считаю себя отвратительной матерью, так как не люблю своего ребёнка совсем, он постоянно мне мешает, и я считаю его обузой. Считаю себя отвратительной дочерью, так как ничего не могу дать своим родителям, за их заботу и любовь и завишу от них до сих пор материально. Я отвратительный человек потому что не могу найти работу, я слишком глупа, ленива, меня даже не взяли в магазин, как бы я не пыталась. Не могу получить высшее образование, потому что это слишком сложно для меня, зачёты я не могу сдать ни при каких обстоятельствах, из-за них я ушла из 2 университетов. У меня если диплом ПТУ только. Я ненавижу свою внешность, слишком полная, но похудеть не хватает силы воли, некрасивое лицо, у меня редкие брови и ресницы, отсюда большие комплексы, частенько лицо покрывается акне. Я даже боюсь покончить с собой, потому что слишком слабая. И я не знаю как бороться со всем этим. Вернуться в прошлое я разумеется не могу, так же как не могу простить себя за все то, что наделала, с тем же бывшим парнем, не могу простить себя за не любовь к мужу и ребёнку, за то что родителям досталась такая дурацкая, глупая, некрасивая, ленивая, не имеющая ничего, даже работы дочь. Я устала от всего этого, и не знаю как все исправить
Автор вопроса: Мелисса Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Мелисса!
Сколько же боли и отчаяния в Вашем письме! Переживаний, которые Вы перечислили, хватило бы на несколько жизней. Вы сейчас в глубоком кризисе. Возможно, Вы ощущаете себя, словно попали под горный обвал – не шевельнуться, не выбраться, каждое движение приводит к тому, что сверху катятся новые камни.
Мелисса, я понимаю, что Вам сейчас очень трудно, Вы думаете, что нет выхода, но Вы уже сделали верный шаг - написали на сайт, он станет первым на пути к Вам-истинной.
Работы предстоит много, надеюсь, Вы это понимаете. За одну дистанционную консультацию через сайт все перечисленные Вами вопросы не решить, они не решатся и сами собой, без Ваших усилий. Но усилия отныне должны быть целенаправленными, систематическими, осознанными и настойчивыми – тогда будет результат.
Вы перечислили много проблем, некоторые из них стали следствием не решенных других проблем. Поэтому давайте начнём с того, что Вы для себя примете известную истину: ТОЛЬКО Я МОГУ ПРОЙТИ СВОЙ ПУТЬ, НИКТО ЕГО НЕ ПРОЙДЁТ ВМЕСТО МЕНЯ.
Не старайтесь «съесть слона целиком» - это путь к очередному обвалу. Надо раздробить все Ваши проблемы, расцепить их по отдельному камешку и приступать к постепенному разбору завала.
Из Вашего письма: Вам 25 лет, на настоящий момент нет образования (кроме ПТУ), работы. Есть родители, которые Вас любят и помогают материально, есть муж и ребёнок, к которым Вы не испытываете привязанности, любви. Есть утерянная по глупости любовь, недовольство собой, внешностью, человеческими качествами.
С таким багажом Вы подошли к рубежу, когда заканчивается юношеский возрастной кризис 18-25 лет, характеризующийся очередным пересмотром своего места в социуме, самоопределением, чего Вы хотите в жизни на данном этапе, какие имеете взгляды, мировоззрение, ценности, что Вас мотивирует двигаться по жизни вперёд. То есть Вы сейчас столкнулись с осознанием того, что до этого момента шли не туда. И остановились, т.к. не понимаете, куда идти.
Ну что ж, давайте разбираться вместе!
Читая Ваше письмо, мне виделось, что Вы всегда уделяли больше внимания тому, что думают о Вас другие, словно шли на поводу чьего-то мнения, не задумывались о том, какая Вы настоящая, чего Вы хотите, к чему стремитесь, на что способны. И чужие цели (или даже мода) увели Вас от Вашего предназначения.
Есть люди, которые легко идут чужими путями, легко с них сходят, меняют на другие пути, и им ничего за это не бывает. Но есть люди, которые словно врастают в то место, где находятся в данный момент, и если место выбрано ошибочно, то им очень больно буквально живьём выдирать корни всякий раз, когда нужно перебираться на новое место. Они рождены, чтобы стать собой, не менять жизнь слишком часто. Возможно, Вы именно такой человек?
Вы пишете, что Ваши родители многое для Вас сделали, поддерживают Вас до сих пор. Это очень важно и ценно, это их выбор и право – заботиться о своей дочери, передавать ей энергию в виде денег, помощи, даже если дочери уже 25 лет – так устроены родовые системы. Но не путайте, пожалуйста, это с ситуацией, когда великовозрастные дети не работают принципиально, сидят на шее своих родителей по идеологическим соображениям. Законы родовых систем не освобождают человека от заботы о других, от самореализации, от обязанностей в отношении собственных детей.
То, что Вы пишете о себе, очень похоже на заниженную самооценку, обесценивание себя. Они возникают как следствие сначала чужих, а потом своих действий. Кто-то Вам когда-то навесил какой-то ярлык, это закрепилось в психике, а потом Вы приняли это утверждение как истину, хотя оно могло быть ошибочным.
Вы уже изменились, но постоянно мысленно возвращаетесь к повторению про себя чужих негативных оценок. Словно Вы хотите наказать саму себя за то, что когда-то что-то сделали не так, вызвать у себя чувство вины, самобичевание, самоуничижение.
Как Вы думаете, за что Вы себя наказываете?
Возьмите тетрадь, ручку. Разделите каждый лист на три столбика. Начните записывать в первый столбик все негативные утверждения о себе. Пишите столько, сколько хватит сил, пока не выпишите все, пока не надоест. Во второй столбик потом запишите, кто это утверждение когда-то Вам сказал, откуда Вы его взяли, в каком примерно возрасте. Проанализируйте полученное. Что стало Вам понятно сейчас? А теперь в третьем столбике переделайте каждое негативное утверждение на позитивное, найдите в негативном утверждении что-то, за что можно ухватиться как за ресурс для роста. Например, «я неспособный ни на что человек» → «эта тактика когда-то не позволила мне совершить ошибку, но теперь я способна управлять своей жизнью, принимаю на себя ответственность за всё, что делаю».
Вы в письме не написали о том, где Вы живёте – с родителями или с мужем? Сколько лет ребёнку, это мальчик или девочка? Муж содержит Вас? Мелисса, даже если у Вас с отцом хорошие взаимоотношения, но то, что Вы по глупости потеряли любимого, который потом счастливо женился, а сами вышли замуж буквально за первого встречного, может говорить о том, что есть какая-то проблема по мужской линии, её Вам с психологом необходимо всё-таки будет поискать.
С этого может начаться проработка отношений (с отцом, мужем, сыном, начальником, с самореализацией в карьере и т.п.), это повлияет на Ваше восприятие себя как женщины, дочери, матери, работника.
Ваш лишний вес, с которым Вы не можете ничего сделать, может быть следствием как минимум этих основных причин: гормональный сбой, неудачи в любви, неудачи в профессиональной самореализации.
Как только Вы сделаете всё, что внесёт ясность по эти трём направлениям, лишний вес может сам собой начать уменьшаться. Хотя это не повод на радостях начать неправильно питаться, Мелисса!
Про гормоны Вам расскажет врач (гинеколог, эндокринолог). За лишним весом Вы можете прятаться от неудачных отношений (становиться нежеланной, непривлекательной, чтобы наказывать этим себя и нелюбимого партнёра). Если нет самореализации в профессии, но есть такая потребность, Вы будете «расширяться» не в бизнесе, не в должности, а в теле.
Не совсем поняла, почему у Вас были проблемы со сдачей экзаменов и зачётов. По какому направлению, профессии Вы закончили ПТУ? В каких вузах пытались учиться? Возможно, дело в том, что выбранное направление обучения не Ваше. Пройдите профориентационную консультацию у психолога, он объяснит, куда лучше поступать именно Вам.
Сейчас очень много возможностей учиться дистанционно, заочно. Сдаёте письменные работы через электронную почту, выполняете тесты на компьютере, ни перед кем стоять у доски «как на расстреле» не нужно. Даже если у Вас сейчас маленький ребёнок, учёба не будет трудной для Вас, если она Вам нравится, если Вы планируете развиваться в этом направлении. Многие специально используют декретный отпуск для получения ещё одного образования.
Мелисса, вернуться в прошлое невозможно, Вы правы, но именно в прошлом истоки всего, что Вас сейчас держит от развития, от пути вперёд. Ведь сейчас все силы Вы тратите не на настоящее,не на будущее, а именно на перебирание прошлых ошибок.
Исправить прошлое невозможно, но можно и нужно его переосмыслить, взять оттуда важное, ценное, отделить своё от чужого, отпустить обиды и вину. Тогда Вы разорвёте эти кандалы, выберетесь из-под завала, свободно вздохнёте и спокойно, уверенно пойдёте вперёд.
Разобраться с прошлым, с причинами обид, вины перед всем миром Вы сможете эффективнее с помощью психолога, под его контролем.
Желаю Вам успеха, Мелисса! Ваш настоящий путь впереди. На мой взгляд, следуя собственному профессиональному чутью, в будущем Вы могли бы стать очень хорошим руководителем – мощным, решительным, ответственным за порученное дело, заботливым о своих подчинённых. Как Вам такая идея?)))
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЛЯЙТЕ ДЛЯ СВЯЗИ ТОЛЬКО ЛИЧНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ на Вотсап +79255250023, эл.почту [email protected], в Инстаграм natnik1909psycholog)