Я стыжусь себя. Причина моему состоянию декрет?

Вопрос психологу:
День добрый! Мне 28 лет, два года из них я нахожусь в декрете. Сколько себя помню, всегда была неуверенным в себе человеком. Неуверенность была не только по причине лишнего веса( я считала себя толстой, хотя не от кого я это не слышала),но и по причине того, что мать растила одна своими силами и уровень жизни у нас был чуть хуже, чем в полных семьях. Мы не голодали, была крыша над головой и жили в спокойствии, за что я ей благодарна. Все изменилось, когда я перешла в 10 класс, мне удалось сбросить лишние кг(лишними они были только для меня), появилась уверенность в себе, я влюбилась в себя. Отучилась в институте, вышла замуж, родила. В день выписки муж неудачно подшутил, спросил, показывая на живот, не ждем ли мы сразу второго? Было обидно. Очень. Я человека не один раз предупреждала, что живот сразу не уходит. Он извинялся, говорил, что это была просто неудачная шутка.
Хорошо, отлично, он пошутил и забыл. А что делать мне? Я начала ненавидеть своё тело. Ненавидеть себя. Продолжительное время пью слабительные средства, мне кажется, что они помогут. Выпадают волосы, сыпятся зубы. У меня ветеринарное образование, Я прекрасно понимаю принцип действия этих средств, но ничего с собой не могу поделать. Каждое утро встаю и говорю себе, что сегодня не буду пить, что вчера был крайний день. За день толком не получается спокойно поесть и как только ребенок засыпает на ночной сон, начинается праздник живота и снова ненависть к себе, заканчивается день, как и вчерашний, приемом этих средств.
Пробовала садиться на диету. С ребенком никто не помогает, муж на двух работах работает. К вечеру бываю выжатой, как лимон и заедаю всю усталость, обиду. Обида на то, что за 2 года Я лишь месяц назад выбралась в ближайшее кафе попить чаю. Какие эмоции Я испытала будучи там? Стыд. Мне стыдно, что Я такая уродливая, отвратительная. Мне кажется, что Я заслуживаю только боль. Не заслуживаю ходить в места с людьми.
Отношение мужа ко мне хорошее. Ругается, что Я считаю себя такой. Всячески пытается мне донести, что это не так.
Мне тяжело покидать свой дом, свою зону комфорта. Не люблю общаться с людьми. До декрета была активным человеком. Общительным.
Как это перебороть? Причиной всему декрет? Или Я больна вредительством к себе?
Автор вопроса: Дина Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Дина, здравствуйте. Хотя декрет очень непростой период, дело не в нем. И не в отношении мужа к Вам, ведь оно хорошее, пишите Вы. Ваш эмоциональный отклик на шутку мужа (согласна, сказанную не вовремя), вскрывает Ваше собственное отношение к себе - очень УСЛОВНОЕ принятие себя, ОТСУТСТВИЕ любви к себе.
В своем письме Вы рассказываете, что в подростковые годы «влюбились в себя и появилась уверенность» только когда «удалось сбросить лишние, на Ваш взгляд, кг». А до этого помните себя всегда неуверенным человеком, опять-же по причине «лишнего» веса и семейных обстоятельств.. Но если продолжать удерживать свое внимание только на внешних данных и обстоятельствах, психологическая устойчивость, доброе отношение к себе и счастье, останутся для Вас - недостижимыми.
И вот мы подошли к Вашему главному вопросу: как быть со стыдом и ненавистью к себе. Давайте это обсудим.
Итак, шутка мужа запустила чувство ненависти к себе и своему телу. Неприятно.. И в чем причина? Дина, наверное Вы согласитесь, что ребенок не рождается с набором убеждений о себе и жизни. Он учится у ближнего окружения многому, включая отношению к себе. Поэтому, вспомните пожалуйста, у кого Вы НАУЧИЛИСЬ такой позиции? («ты хороша/любима, ЕСЛИ.. »)
- Сколько Вам было лет?
- Стоит ли верить усвоенными В ДЕТСТВЕ, ЧУЖИМ убеждениям?
- Разумно ли ставить свое эмоциональное состояние, В ЗАВИСИМОСТЬ от подобных жёстких установок и оценок?
- Сможете ли Вы почувствовать себя лучше и свободнее, если продолжите считать, что ценность человека измеряется только внешностью и достижениями?
Очень важно НАЧАТЬ отслеживать свои убеждения на эту тему. И отслеживать ВНУТРЕННЕГО критика (чей это голос, отношение или мнение?), который вешает ярлыки, судит и внушает тем самым, чувство недостойности и ненависти. И здесь, ключевым моментом будет ВАШ ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР каким убеждением о себе и внешности руководствоваться дальше: новым (создать его), поддерживающим Вас ИЛИ старым, усиливающим стыд и ненависть к себе.. Подумайте, как Ваш выбор отразится на Вашем дальнейшем состоянии и жизни? На ребенке и отношения с мужем?..
Дина, важно прямо сейчас принять РЕШЕНИЕ. Решение НЕ ИДТИ ПРОТИВ СЕБЯ, А БЫТЬ ЗАОДНО. Как думаете, реально ли идти «летящей походкой, ставя себе подножки»?.. Реально ли испытывать радость и достигать намеченных целей (например, привести себя в хорошую физическую форму) ненавидя себя?..
Интересно, а как на практике «быть заодно с собой»? Как бы эта новая внутренняя позиция отразилась на отношении к себе и на личных убеждениях?
Предположим, Вы смотрите на свой изменившийся живот или тело, и ловите себя на мысли, которая раньше БЫЛА АВТОМАТИЧЕСКОЙ: «я такая.. :((» ЗАМЕТИВ эту мысль, скажите себе «СТОП!!» Я больше не хочу погружаться в ненависть и стыд, потому что это отнимает все мои силы и НИКАК не помогает мне чувствовать себя счастливой мамой и женой. Да, мое тело изменилось, но это ВРЕМЕННО. Ведь важнее на данный момент то, что я - СТАЛА МАМОЙ. Правда в том, что беременность, роды и послеродовой период - это серьезный ПРОЦЕСС, отражающийся на гормональном, эмоциональном и физическом состоянии КАЖДОЙ женщины. Такова данность женской природы. Поэтому, Я ОТКАЗЫВАЮСЬ восставать против своего естества. Поддерживая себя и принимая (какая я есть на ДАННЫЙ момент), мне легче будет восстановить хорошую форму".
Парадокс в том, что любое изменение ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ, а не бегства от проблемы. Лучше понять эту мысль, поможет бытовой пример с ремонтом квартиры - только после внимательного осмотра, можно увидеть реальное состояние жилья и наметить конкретный план работ. Невозможно отворачиваясь, заметить что нуждается в ремонте, и тем более, отремонтировать, согласны?..
Дина, рассмотрите также внимательно все «уголки своей души».. что-то может сильно огорчать, вызывать боль и разочарование, но так бывает у всех нас, обычных людей.. И это совсем не значит, что нельзя «отремонтировать» свое «внутреннее жилье».
Составьте конкретный план работ. Начните с малого, удерживая конечный результат (какое отношение Вы хотите к себе проявлять даже тогда, когда не все гладко?). «ВЫНОСИТЕ» из своего внутреннего пространства все то, что устарело и больше Вам не нужно - самокритика, ненависть, токсичный стыд, принятие себя на определённых условиях и тд. Разрешите себе выплакать боль и разочарование.. ПРОСТИТЕ СЕБЯ за ЧРЕЗМЕРНУЮ требовательность к себе.. (ведь она так сильно препятствует Вашему эмоциональному благополучию). Станьте для себя БЛИЗКИМ и ЧУТКИМ человечком..
Следующий шаг - что бы Вы хотели «занести» в свое пространство, как его организовать? На чем сделать акценты? Как поддерживать новый порядок?
Как «выглядит» Ваша забота о себе? В чем будет проявляться доброе отношение к себе? Какие маленькие вещи будут радовать Вас КАЖДЫЙ ДЕНЬ? Какой настрой хотите для себя РАЗВИТЬ? За что бы Вы могли поблагодарить себя? А мужа?
Продолжая нашу бытовую метафору, давайте представим, что находясь в квартире, Вы почувствовали сильный, зловонный запах или появилась непрошеная живность ( тараканы, например :) Что будете делать? Примите меры по устранению «неприятности»? Уверена, что да. Потому что НЕ логично мириться с этим, даже если устранение займёт время и будет не приятным, так ведь?
Тогда почему бы не настроиться также решительно принимать меры, когда негатив проникает в Ваш внутренний мир?..
Зачем мириться с тем, что лишает Вас сил, даже отравляет жизнь?..
Дина, надеюсь, главная идея стала очевидной для Вас: Вы свободны проявлять творчество в процессе ремонта и обустройства, ведь это - ТОЛЬКО ВАШЕ ПРОСТРАНСТВО. Вы - хозяйка. Так почему бы не выработать НОВОЕ отношение к себе, чтобы испытывать радость каждый день и дарить ее близким?
Да, наша жизнь - полна разных задач.. Если мы их не решаем - значит, не учимся и не растем.. Значит не живем, а существуем. Дина, живите! Живите СВОЕЙ жизнью, достигайте целей в СВОЕМ темпе и будет Вам счастье :) Во всяком случае, я Вам искренне его желаю :)
Вопросы, консультации возможны через скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина