Оправдываюсь перед людьми, перед которыми чувствую себя виноватым, но делаю я это вслух, и в одиночестве.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я постараюсь быть краток, но вряд ли у меня получится. Небольшой дисклеймер: я ни в коем случае не отрицаю что у меня скорее всего есть какие то психические проблемы или проблемы с нервами, но всё же хочется разобраться в этом детальнее. Я обращаюсь к специалисту впервые в жизни. Ситуация следующая: я человек с детства очень не уверенный в себе, но в тоже время принципиальный. Две этих крайности часто приводили меня к тому, что я не мог начать чем то заниматься, поскольку заведомо был уверен в том что у меня не получится. Три года назад я начал писать музыку, а несколько месяцев назад книгу. Тут же подключился синдром самозванца, и невероятное желание бросить всё, но я каждый раз используя рациональные доводы, что *кто угодно научится если приложить усилия* возвращался к творчеству, и теперь мне это нравится, хотя иногда я ловлю себя на мысли, что не занимался бы вообще ничем, если бы не убеждал себя что так нужно. Все эти вещи я объясняю себе как "Я не хочу умереть никем, и даже если я буду забыт или на меня не обратят внимание, я всё еще буду горд и чист перед собой". Я регулярно проверяю свои соц-сети, постоянно хочу внимания к продуктам своего творчества, меня радует каждая негативная или позитивная оценка всего что я делаю, и это меня раздражает потому что я начинаю винить себя за то, что делал этот продукт не искренне, раз меня так маниакально тянет каждый раз проверить его статистику. В итоге это привело меня к состоянию, когда вера в себя и 10 часов безостановочного искреннего творчества, сменяется моментом когда я падаю на кровать и думаю *господи, зачем я это делаю? всем ведь всё равно* и так круглосуточно. Ситуация ухудшилась, когда я расстался со своей первой и единственной нормальной девушкой. Мы встречались 6 лет, начиная с 15, и я считал ее авторитетом, потому что она действительно всегда казалась для меня достаточно умной. Важно заметить, что мы за 6 лет отношений поссорились в реальной жизни только 2 раза (хоть и виделись 1-2 раза в месяц), и ссоры эти были исключительно по моей инициативе. В тоже время в интернете она постоянно обвиняла меня в чем то, а я действительно много раз ошибался по невнимательности, в чем она видела злой умысел. Справедливости ради, у нас практически не было общих интересов кроме одной ПК игры в которую я в итоге перестал играть ,а она нет. В итоге год назад она начала принимать нейролептики, поскольку ей поставили пограничное расстройство личности, и через некоторое время мы практически перестали общаться. В тот момент у меня появилось маниакальное желания сохранить отношения; при этом я всё еще не терял рамок дозволенного, не стоял у нее под дверью, не лез в окна, не спамил; просто пытался делать всё что можно, что бы спасти отношения. И ее это пугало, она много раз предлагала мне посетить психиатра искренне не понимая почему я вообще пытаюсь спасти эти отношения, в то время как для меня это был принцип, что если я обещал себе идти до конца, то я иду до конца, а все кто называют меня сумасшедшим, просто не понимают моей мотивации. Сама девушка всегда говорила, что не знает что такое любовь, и ей скорее бы подошло быть женщиной легкого поведения, но даже эти темы ей не интересны. И итоговая проблема, с которой я обращаюсь сюда (помимо всех прочих) заключается в следующем: я все чаще стал замечать, что я оправдываюсь перед людьми, перед которыми чувствую себя виноватым, но делаю я это вслух, и в одиночестве. У меня есть друг с которым я довольно некрасиво поступил, и этот друг склонен всегда критиковать меня за любые ошибки, а хвалит он меня очень редко, чего я жду как дети первый снег. И в последнее время я стал представлять либо этого друга, либо свою бывшую девушку которая делала так же, как бы оправдываясь перед ними и делая это вслух. Признаюсь честно, у меня сильный страх смерти, поскольку еще в детстве мне удалили почку с подозрением на рак, которое в последствии не оправдалось. Потом пошла сильная психосоматика, которую я поборол своей собственной личностью. Позже мне поставили и множество других хронических болезней, при которых нужно вести определенный режим питания и сна, что я нарушаю на столько на сколько возможно, разве что принципиально игнорируя алкоголь, наркотики и табак, поскольку это "не честные" методы решения проблем, если вообще решения. Меня пугает, что я никак не лечу эти болезни, я просто закрыл на них глаза, занимаюсь творчеством, а рациональная часть мозга надеется что если люди пьющие водку доживают до 80 ничего не делая со здоровьем, то и я доживу. Я очень боюсь, что не успею сказать то что хотел тем людям которым хотел, но при этом я чувствую что этим людям эти слова уже не нужны, и потому либо записываю их в голосовом самому себе, либо просто проговариваю в слух. От этого я чувствую себя каким то психом, неполноценным человеком который пытается быть идеальным но в тоже время жалко оправдывается сам перед собой, не в силах или отказаться от общения, или сказать всё прямо. И ведь люди не воспринимают меня всерьез, они не захотят встретиться со мной а моё голосовое никто не будет слушать, если оно длится 6 минут и в нём я жалуюсь на жизнь. При этом при личном общении я почти всегда говорю только о себе и своих заслугах, на чем постоянно ловлю сам себя и что мне мерзко. Это состояние может быть пройдет, и я неделю буду жить занимаясь делом, но потом оно вернется. На суицид у меня никогда не хватало сил, потому что в глубине души я понимаю, на сколько на самом деле мои проблемы незначительны, что бы решать их подобным образом, да и для этого нужно быть либо достаточно сильным, либо достаточно отчаянным, а я ни к одной из этих категорий никогда не относился. В конечном итоге, я просто не знаю что мне делать. Я понимаю что тема сложная, а описал я безумное множество вещей, и вероятно единственный совет тут, это ходить на системные приемы к психиатру или психологу, на которые у меня нет ни денег, ни смелости. Всё что я могу это псевдо-анонимно написать вам в интернете. Я не требую от вас много, но прошу вас быть предельно честным со мной; больше всего в этой жизни я не люблю ложь и самообман, возможно на столько что сам загнал себя в эту яму. Спасибо заранее.
Автор вопроса: Ярослав Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Семенова Екатерина Борисовна.
Здравствуйте Ярослав!
Спасибо за ваш объёмный рассказ, думаю, что после написанного вам стало немного легче, в любом случае, чем подробнее вы всё описываете, тем специалисту проще с вами работать и понимать саму проблему. Вы пишите, что вы неуверенный, но при этом принципиальный человек, если у человека, есть свои принципы, которые ему важны, которым он доверяет и прислушивается, то, по сути, у человека есть внутренний стержень и это очень хорошо. Но бывает, что принципы не такие уж и важные или нужные, а человек всё равно идёт и делает именно так как решил, потому что принципы, не думая о последствиях и не анализируя ситуацию и это может привести к печальным последствиям, например, человека спрашивают зачем он это сделал, и он не может понять зачем, говоря: “я просто должен был”, но кому и зачем непонятно. Важно понимать для чего вы это делаете и зачем и что в итоге вы хотите получить, вот тогда принципы принесут только пользу.
Неуверенность в себе лечится простой поддержкой, если нас слушают, к нам прислушиваются и нам рады помочь и поддержать нас, мы и горы можем свернуть, а если нас всё время критикуют и не доверяют или смеются над нами, то мир рушится, приходит грусть, непонимание и обида, что я сделал не так? Проблема в том, что ошибки совершают совершенно все люди на планете Земля, но лишь единицы из них могут действительно в этом честно признаться, все остальные прикидываются умными и идеальными с самого рождения. Совершать ошибки, значит копить свой собственный опыт и делать из него выводы как нужно делать, а как нельзя, прожить жизнь, не совершая ошибок невозможно, и, вы должны это понимать.
Проблема и в том, что вы постоянно ждёте этой поддержки со стороны других людей, а когда её не находите, то считаете, что все ваши начинания напрасны и не нужны, но вы не понимаете одного, все ваши усилия должны исходить именно от вас и от вашего сердца и желания изнутри. Если что-то делать для кого-то, то понимания можно и не найти среди других, а если только для себя, то важно только то, что думаете именно вы, другие не поймут или не оценят только лишь потому, что думают и мыслят они по-другому, не так как вы и это не значит, что вы какой-то не такой, это значит что все люди разные и требовать и ждать что-то от других не стоит, это зря потраченное время. Тратьте своё драгоценное время только на себя и свои желания, не ищите поддержки со стороны, таким образом вы теряете себя и свои ценности, предаёте свой талант и начинаете ещё больше сомневаться и расстраиваться в себе. Мнение со стороны это всего лишь мнение и оно не всегда бывает правильным и справедливым, а если вам попадётся глупец, который будет учить вас жизни, вы будете слушать его или всё таки сами будете распоряжаться своей жизнью и планами?
Оправдываясь перед другими людьми вы снимаете с себя чувство вины, которое они вам и привили или навязали, а вы зачем-то послушали его и взяли, примерили на себя. Никогда не старайтесь себя перед кем-то оправдать, вместо этого лучше скажите: “ну был не прав или совершил ошибку, кто же её не совершает? Ничего в следующий раз будет лучше!” Таким образом, вы будете поддерживать себя сами, не критиковать, а защищать и поддерживать, важно только это. Вам, например, говорят: “да ты всегда ничего не мог” или “у тебя никогда не получится”, а вы им в ответ говорите: “кто не смог, я? Я всё смогу и всё сумею, просто на это надо время” или “У меня всё получится если я немного приложу усилий, вот и всё”. Не давайте другим людям сбивать вас с вашего правильного жизненного пути, у вас есть принципы, значит вы сильная личность, не хватает уверенности, значит поддерживайте и защищайте себя сами, от этого повысится ваша самооценка и уверенности станет больше.
“ Я регулярно проверяю свои соц-сети, постоянно хочу внимания к продуктам своего творчества, меня радует каждая негативная или позитивная оценка всего что я делаю, и это меня раздражает потому что я начинаю винить себя за то, что делал этот продукт не искренне, раз меня так маниакально тянет каждый раз проверить его статистику. В итоге это привело меня к состоянию, когда вера в себя и 10 часов безостановочного искреннего творчества, сменяется моментом когда я падаю на кровать и думаю *господи, зачем я это делаю? всем ведь всё равно* и так круглосуточно”. С этого момента, вы больше не проверяете статистику и все свои творения делаете только для того, чтобы они приносили радость и удовлетворение именно вам, а не кому-то. Что-то написали прислушайтесь к себе, вам это нравится, это приносит вам радость, для чего это вами было сделано, чего вы хотите в итоге? Не стоит стараться понравится всем, этого не произойдёт, мы все кому-то нравимся, а кому-то нет, всем не угодишь, да и не надо, поэтому не стоит ждать от всех понимания и признания, достаточно того, что вы сами думаете о своём творчестве и хотите ли его продолжать, а единомышленники и почитатели они придут немного позже, главное не изменять себе и своим принципам.
“Она много раз предлагала мне посетить психиатра искренне не понимая почему я вообще пытаюсь спасти эти отношения, в то время как для меня это был принцип, что если я обещал себе идти до конца, то я иду до конца, а все кто называют меня сумасшедшим, просто не понимают моей мотивации”. Мотивация хороша тогда, когда в ней есть смысл и понимание ситуации, а когда делаешь что-то не понимая для чего, это бессмысленные поступки и действия и разумного в них мало, это просто напрасно потраченное время, поэтому делая какие-то поступки мы должны понимать для чего мы это делаем и чего хотим в итоге, а также возможно ли спасти или исправить ситуацию или уже поздно и нет смысла? Отвечая себе на эти вопросы, вы и сами начинаете понимать, где важны ваши принципы, а где они бессмысленны.
“...люди не воспринимают меня всерьез, они не захотят встретиться со мной а моё голосовое никто не будет слушать, если оно длится 6 минут и в нём я жалуюсь на жизнь”. Во-первых, вы не должны что-то говорить и решать за других, это ваша большая ошибка, кто-то не захочет, а кто-то возможно наоборот захочет вас и выслушать и поддержать, не стоит решать всё за других, предоставьте этот выбор именно им, это только их личное дело. Всерьёз не воспринимают только тех, кто не кажется взрослым, умным, начитанным, ответственным и т.д., если вы хотите, чтобы к вам прислушивались надо стать авторитетным в глазах других людей, помочь вам в этом может только ваше внутреннее убеждение, что: ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО! Я В СЕБЕ УВЕРЕН! У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ и т.д., но никогда не стоит жаловаться на жизнь, людям это не нравится, если вы жалуетесь на жизнь, значит вы сдались, значит вам не справится, значит вы устали и слабы, а слабые люди не источают положительной энергии, не могут заряжать успехом и радостью других. Хотите стать успешным, уверенным и интересным, тогда работайте над собой и своими принципами и убеждениями, не ждите поддержки, а поддерживайте себя сами, не жалуйтесь на жизнь, а берите всё в свои руки и продолжайте творить и строить планы на свою собственную жизнь и всё у вас обязательно получится.