Как быть с откладыванием дел и самоистязанием?

Вопрос психологу:
Я считаю себя ничтожеством, потому что я ничего не умею,  я ничем не владею в совершенстве. А если я далека от совершенства, то мне кажется что такого никогда и не будет, я чувствую провал и не хочу заканчивать начатое. Так было с давних пор, я бросила художественную школу, потому что я чувствовала заметное превосходство моих "коллег". Я ничего не могу с этим сделать, мне сложно заставить себя учиться дальше, в других заведениях. Когда у меня есть силы на работу, я прыгаю выше головы и пытаюсь все сделать идеально, но вскоре плод моих трудов становится невыносимым и тяжким. Как я говорила выше, я часто откладываю начатое, и редко когда довожу его до финишной прямой. В связи с этим следует моя неуспеваемость и вина, которая поглощает.
Я даже не знаю кем я буду работать в ближайшем будущем. Родители, родственники возлагают на меня огромные надежды, в связи с некоторыми провалами внутри семьи. Я без понятия как и куда мне двигаться после учебы. Я считаю очень разумным решением вот такое глупое мое высказывание - "Я должна заработать достаточно, что бы расплатиться со своими родителями, а затем исчезнуть из этого мира". Отношения с родителями у меня нейтральные, однако с матерью в прошлом были некие заминки, которые сейчас превратились в мою закрытость перед ней. Она решила проверять мою личную жизнь, и я потеряла доверие к ней. Это давно ушло, и таких ситуаций более не возникало, но меня все еще не отпускает обида за этот поступок. Я ее люблю, но поговорить с ней о том, что меня беспокоит не представляется возможным, она просто будет стоять на своем, говоря о глупых вещах на счет переходного возраста. С отцом ситуация благополучнее, я также его люблю и мы спокойно можем поговорить на какие то темы без препираний, но открыться я ему также не могу.
Когда же я выслушиваю других людей, своих друзей и т.п., то начинаю думать что у меня все прекрасно и у других ситуация гораздо хуже. Мне становится стыдно когда я выговариваюсь о своих проблемах. Я часто ощущаю чувство стыда за прошлые проступки.
Вообще мне трудно даются взаимоотношения с другими людьми: на близкую подругу я часто срываюсь, поддержать друзей мне сложно, а знакомства заканчиваются неудачами. Редко у меня появляется желание знакомиться с противоположным полом, но я ударяюсь о реалии жизни. Реальные люди и образ партнера в моей голове - небо и земля. И я не хочу занижать свои ожидания, но, когда анализирую себя, свое поведение, внешность, то понимаю: я недостойна того самого образа. Поэтому и возникают подобные ситуации, когда общение с человеком быстро сходит на нет. Я глупо и наивно мечтаю о любви, надежном, адекватном и любящем партнере. Партнере, который бы сумел поддерживать меня, и которому бы я безвозмездно дарила любовь. Мечтаю об этом, потому что надеюсь что это сделает меня счастливой. Я не знаю стоит ли мне чего то ждать. Не знаю как выйти из этой ямы.
Автор вопроса: Ева Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Ева, добрый день!
Ваше письмо наполнено признаками проявления Вашей творческой личности, которая находится в поиске себя в этом мире. Этот поиск себя и совершенства почти всегда бывает мучительным, именно это заставляет художников, писателей, музыкантов не спать ночами в раздумьях, разрушать свои едва начатые произведения, создавая шедевры, ведь простые мирские материалы не всегда могут полностью отразить тот внутренний образ, который в своём воображении видит только сам мастер.
Быть одарённым, творческим человеком - это великий дар и великое испытание, Ева. Поэтому примите как данность, что в Ваших настройках личности, видимо, есть то, что будет постоянно подталкивать Вас к идеализации, исправлению сделанного, мятежности, поиску лучшего.
Предложил бы кто-то Вам серую жизнь обывателя – предсказуемую, скучную, расписанную на годы вперёд, в которой Вы ничего не захотите улучшать – Вы бы согласились на такую?
Есть советский мультфильм 1964 года выпуска про Дюймовочку. Пересмотрите - в нём много интересных параллелей и смыслов для Вас! Дюймовочка - утончённая девочка, появившаяся на свет чудом, которая страдала от того, что её вынуждают жить по чужим сценариям.
Были там Жабы, которые жили по принципу «ну вот поели, теперь можно и поспать». Был Жук, который только и плясал дни напролёт в «высшем обществе». Была Мышь, которая спасла Дюймовочку от смерти, но заставила отрабатывать своё спасение. Был Крот, у которого на уме только деньги. Однажды Дюймовочка спасла и выхаживала всю зиму замерзающую Ласточку, с которой потом улетела в тёплые края, где Дюймовочка попала наконец в общество себе подобных эльфов, встретила свою любовь.
А теперь давайте проведём аналогии с тем, о чём Вы указали в письме.
Ева, во-первых, в 18 лет Вы не встретите практически ни одного человека, который точно знает, чем он будет в жизни заниматься, где работать и чьи планы через пару лет не изменятся на 180 градусов под влиянием обстоятельств.
У Вас начался возрастной кризис 17-23 лет, который характеризуется поиском своего места в социуме. В это время люди чаще смотрят не на своих родителей, а именно на образцы во внешнем мире, на известных людей, на посторонних людей, чья судьба, образ жизни, характер Вам кажется поучительным, достойным подражания. Именно поэтому в своей семье Вы сейчас можете не встречать той поддержки, в которой нуждаетесь.
Но хочу предостеречь Вас от ошибки, когда Вы начнёте искать в качестве образца для подражания «напыщенную пустышку» или ополчитесь против непонимающих Вас родителей, начнёте их в чём-то винить.
Поймите, родители сделали для Вас всё, что могли, они от всего сердца делились с Вами всем, чем были наполнены сами. Вы уже взрослая, у Вас своя судьба, родители не могут все вопросы решать за детей. Просто будьте благодарны родителям за всё, что имеете. Поверьте, у каждого найдутся поводы для претензий к родителям, даже к «золотым», но не это для Вас важно сейчас. Важно найти тот образ реального человека, который вдохновит Вас.
Нельзя буквально воспринимать чужую жизнь как шаблон. Почитайте об этом человеке, узнайте его путь к успеху, поговорите лично с ним. Вы будете поражены, через сколько сомнений и неудач он шёл, опускал руки, отступал, ошибался, снова пробовал, искал что-то другое. Каждый свой путь проходит своими ногами.
В Вас сейчас говорит перфекционизм (стремление делать всё только идеально) и прокрастинация (потребность заниматься пустой, ненапрягающей суетой и откладывать действительно важные и сложные дела из страха, что они не получатся).
Перфекционизм, скорее всего, был внушён ещё с далёкого детства. Вы не зря пишете, что в семье уже были «провалы», которые родители пытаются «закрыть надеждами на Вас», что Вам выносить очень тяжело. Именно поэтому возникает та самая Ваша мысль «я должна расплатиться с родителями и исчезнуть».
Ева, скорее всего, в Вашей семье действительно случилось что-то неприятное с неким родственником, чего все стыдятся, возможно, скрывают. Вы из лояльности родителям, из любви к ним и желания их поддержать когда-то добровольно приняли на себя образную ношу того самого родственника, который ассоциируется с провалом семьи – буквально живёте и за себя, и «за того парня». Но не в хорошем смысле. Вы НЕ ЖИВЁТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ, словно расплачиваетесь за чужие ошибки, тащите на себе свою и чужую ношу.
Ева, поймите, что Вы ничего не должны тому человеку. Ваш долг перед Родом – вернуть родственнику его груз и нести свой, быть собой, жить свою жизнь, выполнить свою миссию. Чужие «сценарные долги» хорошо снимают психологи, занимающиеся расстановками.
Именно этот феномен, когда Вы живёте словно за другого человека, не понимаете саму себя, может быть причиной того, что Вы не понимаете других людей, не можете с ними продуктивно контактировать.
Чтобы общение доставляло взаимное удовольствие, нужно понять, что общаться нужно реальным людям с реальными людьми, а не на уровне масок. Маски создают иллюзии, отвлекающие от истины. Лучше признать, что все люди состоят условно и из плохих, и из хороших качеств, чем придумывать себе несуществующий, фантастический образ человека, а потом самой же в нём разочаровываться или приходить к выводу, что Вы этого «великого супер человека» недостойны. Лучше быстрее понять, что вы друг другу не подходите, чем убить годы жизни на тот же результат.
Начните с изучения самой себя, кто Вы на самом деле, каковы Ваши способности, ценности, желания, мотивы. Это быстрее и качественнее может определить психолог, астропсихолог.
Творческие люди сами по себе более импульсивны, склонны к фантазированию благодаря богатому воображению, что-то домысливают, утрируют, гипертрофируют, игнорируют – так устроено мышление творца. Просто нужно научиться более чётко определять для себя границы между реальностью, фактами и образными представлениями, фантазированием об этих фактах.
Именно общение с реальной личностью позволит Вам увидеть, что вокруг Вас есть интересные, адекватные люди, являющиеся надёжными, поддерживающими, любящими, достойными Вашей любви. Ева, порой реальный человек гораздо глубже и интереснее, чем любые фантастические представления о нём. Желаю Вам найти эту реальную красоту внутри себя и в людях рядом с Вами.
С уважением,
Наталья
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЛЯЙТЕ ДЛЯ СВЯЗИ ТОЛЬКО ЛИЧНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ СООБЩЕНИЯ на Вотсап +79255250023, эл.почту [email protected], в Инстаграм natnik1909psycholog)