Может ли повышенная сонливость быть вызвана психологическими причинами?

Вопрос психологу:
Добрый день!
Хотелось бы разобраться в своей повышенной сонливости. Единственное, что меня сейчас радует в жизни - это понимание того, что я могу прибежать с работы и лечь на свою кровать и хорошенько выспаться. Я засыпаю буквально за 5 минут и не влияет фактор сколько мне удалось поспать ночью. Я могу проспать 14-15 часов и также уснуть днём в выходной день. Я работаю на приличной работе 5:2 с 9 до 18, у меня есть отношения, семья, друзья. Но когда кто-то хочет со мной встретиться после работы например, я сразу ищу любые причины лишь бы остаться дома и никого не видеть. Может ли это связано с кризисом приближения 30 лет или выгорание? Я занимаюсь с психологом уже пол года по психоанализу, записываю свои сны каждую ночь. Его версия, что во сне исполняются мои желанию, а наяву нет. Мне кажется, это все очень субъективным. У меня хорошая работа ( но нелюбимая и часто приходится создавать флёр «успешности», но так у многих), у меня замечательный молодой человек, мы живем вместе, есть проблемы, но в целом отношения хорошие. Раньше я старалась бороться с «сонливостью», занимать себя делами, но сейчас просто поддалась этому чувству. Пожалуйста, очень прошу помочь разобраться в причинах.
Автор вопроса: Александра Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте, Александра. Ваша повышенная сонливость не похожа на гиперсомнию, но все-таки, различные нарушения сна, - это и компетенция врачей (неврологов, сомнологов). Важно выявить или исключить: нарушения работы центральной нервной системы; гормональные изменения, влияние некоторых лекарственных препаратов, или возможный дефицит таких витаминов как С, D, витаминов группы В, магния, калия, железа. Есть и другие факторы, влияющие на количество и качество сна. Получив заключение врача, можно понять, из какой области, - медицинской или психологической, а может из них обеих, подбирать стратегии терапии для нормализации сна.
Что касается психологического «взгляда» на это явление, действительно, сонливость может быть вызвана синдромом хронической усталости/выгоранием, депрессией или глубокой неудовлетворенностью своей жизнью, отсутствием контакта с собой, переживанием своей неспособности (или страх) изменить то, что не устраивает и тому подобное.
В Вашем случае, (это всего лишь версия, которую можно проверить на личном приеме у специалиста), повышенная сонливость похожа на СПОСОБ УКЛОНЕНИЯ от встречи с самой собой, в первую очередь. Уклонение от необходимости «сделать ревизию» своих ценностей, личных и профессиональных целей, выбрать СВОЁ направление в жизни.
В любом случае, ОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за себя, свою жизнь и состояние, поможет Вам сделать первый шаг на пути к изменениям. Естественно, что выход из привычного сценария, вызовет чувство дискомфорта. Но подумайте, не усилится ли этот дискомфорт если Вы оставите все как есть?.. А еще ведь может сложится как в метафоричном изречении С.Е.Леца: «Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут»..
Итак, АКТИВАЦИЯ личной ответственности «разбудит» желание, даже потребность УСТАНОВИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТАКТ С СОБОЙ. Что это в себя включает? Например, «отключение автопилота» на разных уровнях - на уровне ощущений в теле, на уровне мыслей/убеждений и эмоций, на уровне действий. На практике это: проснуться и отметить свои ощущения в теле, например, как нога касается пола или тапочек, ощущения от утреннего умывания, ощущения от завтрака, замечать напряжение в теле в течение дня и снимать его и тд.
На интеллектуальном уровне: «мне надо на работу..» НЕТ! «Я иду на работу, потому выбрала думать, что так правильно, потому что так у многих.. И тд. Но ЧТО на самом деле правильно для меня: держаться за мнение других (какой должна быть работа/жизнь) или НАЙТИ СВОЕ МНЕНИЕ об этом? А если «флёр успешности» лопнет как мыльный пузырь, с чем я останусь? Какой личностью я хочу себя видеть? Какие отношения со своим молодым человеком построить? Чего достичь, в какой области развиваться?» И т.д.
На уровне эмоций/чувств: «Что я ЧУВСТВУЮ / ПЕРЕЖИВАЮ сейчас? А что бы хотела вместо этого?.. Как я могу добавить чего-то приятного хотя бы немного прямо сейчас?» (Да, снова личная ответственность: хотите или нет, Вы остаетесь АВТОРОМ своей жизненной истории и состояния тоже).
На уровне действий: «ЧТО я делаю? ДЛЯ ЧЕГО и КОГО? Мои действия приближают меня к желаемому или отдаляют? Какие новые, полезные действия я хочу внедрить в свою повседневную жизнь, чтобы испытывать больше радости и удовлетворения? Какие действия я перестану совершать?» И тд.
Таким образом, прямые вопросы себе и честные на них ответы, помогут Вам лучше УСЛЫШАТЬ СЕБЯ и понять, что действительно важно для Вас, а не для кого-то.. А когда найдете «СВОЁ», вполне вероятно ожидать, что сонливость, сменит вдохновение, интерес, радость, свобода, предвкушение чего-то стОящего в собственной жизни.. И я искренне Вам желаю, Александра, это испытать :)
Вопросы, консультации возможны через ZOOM, скайп: studia izmeneni, email: [email protected], а также через другие мессенджеры по договоренности.
С уважением, Наталия Гришугина