Нет желания что-либо делать, когда остаюсь одна. Постоянное чувство вины перед мужем.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Уже долгое время я испытываю апатию, у меня вечно нет ни на что сил, желания, несколько дней в месяц я активна, появляется желание свернуть горы, я так понимаю это связано с циклом. Но меня стало настораживать моё поведение относительно себя, когда муж дома, то все более менее, но когда он на работе и я одна дома я могу вообще не чистить зубы, не умываться, я головой понимаю что надо встать и пойти это сделать, но мне прямо физически тяжело это сделать, думаю ну ещё пять минут посижу и пойду и так может быть до вечера, могу разбрасывать веще, ничего не убирать, но ко времени прихода мужа бегу судорожно мыть посуду, убираться и тд. У нас с ним хорошие отношения, добрые, любящие, заботливый, я не понимаю почему я так делаю, или это протест какой то внутренний?!
Так же я пренебрегаю своим здоровьем, я знаю что мне нужно пить определённые витамины и много воды (принимаю лекарства и это нужно, чтобы не было побочных действий) , но я постоянно их пропускаю, понимая что это может мне навредить, но то забуду, то ленюсь. С водой так же, пью минимум и то только потому что бы муж не ругался, что я опять не выпила воду, которая так нужна организму. Меня пугает это саморазрушение и я не понимаю почему зная, что мне это может навредить, я все равно продолжаю сидеть и откладывать элементарные вещи, такие как почистить зубы, умываться, привести себя в порядок, когда я остаюсь одна.
Я постоянно испытываю чувство вины, постоянно извиняюсь и чувствую себя ребёнком, которого вот вот накажут. Например если муж на кухне, а я в комнате и он громко выругался ( у него что-то упало или не получилось) я подскакиваю и даже не зная, что у него произошло, чувствую свою вину и бегу предложить свою помощь, исправить ситуацию, первая мысль что-то я что-то не так сделала, не туда положила, чего-то не купила и тд Чувствую вину даже за всякие мелочи, например сходила в магазин и что-то забыла купить, причём муж скажет что ничего страшного, я схожу куплю или не так нам это и нужно, а я буду сто раз извиняться и все равно некое разочарование внутри остаётся. У нас с ним хорошие отношения, любим друг друга, не ругаемся, но чувство вины меня напрягает. Чувствую вину и за те действия, к которым причастны и за те, к которым нет. И заметила, что когда испытываю это чувство слова успокоения (ничего страшного, ты не виновата и тд) мне не помогают, стараюсь сразу обняться, прижаться покрепче, это помогает, но не до конца. Как можно проработать и избавится от чувства вины?
Автор вопроса: Катя Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Радионова Ольга Александровна.
Катя, здравствуйте. Насколько я поняла, сейчас Вас беспокоят сильное чувство вины, которые Вы чувствуете постоянно и нежелание любых действий в отношении себя. Давайте разбираться.
Катя, скажите, пожалуйста, как давно Вы находитесь в состоянии апатии и бессилия. Вы написали, что долгое время, а насколько долгое? В какой момент это произошло или после каких событий в Вашей жизни пропало желание что-либо делать, даже просто встать с кровати? Вы раньше обращались к психотерапевту, Вам ставили депрессию?
Возможно, Ваше состояние еще связано с уровнем гормонов и витаминов, желательно провериться у эндокринолога.
Вы написали, что пьете лекарства, которые нужно запивать большим количеством воды. А что у Вас за заболевание? Не является ли Ваше состояние как-то связано с приемом лекарств? Какие побочные действия могут возникнуть после их приема?
Катя, чем наполнена еще Ваша жизнь кроме ожидания мужа с работы и домашнего быта. Вы указали в тексте про внутренний протест, так вот вопрос, чему Вы сопротивляетесь? Что в Вашей жизни не так? Что в ней не устраивает? Что, возможно, хотите делать, но не делаете? Что делает Вашу жизнь такой обессиленной?
Вы написали, что делаете что-то для мужа, но не для себя, как будто Ваша жизнь принадлежит ему и Вы очень от него зависите. Поэтому, когда его нет, Вы видите бессмысленными любые свои действия.
Тоже касается и саморазрушения, то есть, Ваш муж должен быть ответственен за Вашу жизнь, полностью ее контролировать, тогда Вы будете все выполнять, а без него нет собственной воли.
Теперь, что касается чувство вины. Вы указали, что чувствуете себя ребенком, которого накажут. Скажите, а ребенком Вы часто испытывали себя виноватой? Как к Вам относились родители? Не чувствовали ли Вы себя виноватой, если они ругались? Не ругали ли Вас родители, обвиняя во всем, не разбираясь Вы это сделали или не Вы?
Катя, по Вашему описанию, Вы очень боитесь любых конфликтов, боитесь самой проявить агрессию, наверное, даже подавляете ее в себе путем постоянного чувства вины. Вы живете все делая для него, чтобы ему было хорошо, чтобы ему угодить, но при этом ничего не делаете для себя. Насколько хорошо Вы знаете себя? Каким Вы были ребенком, о чем мечтали? Вы достигли того, чего хотели в детстве? Есть ли у Вас друзья? Как Вы относитесь к критике? От чего Вы прячетесь за апатией?
Катя, я, наверное, задаю много вопросов, но так я пытаюсь прояснить причины Вашего состояния. Очень много всего неясно.
Катя, попробуйте выполнить упражнение : Найди свои внутренние установки(убеждения).
“Возьмите лист бумаги, попробуйте нарисовать себя маленькой. Справа и слева от силуэта напишите мама и папа. (или тех, кто Вас вырастил). Нужно представить ситуацию, которую Вы пережили ребенком с мамой (или папой) и которая показалась неприятной. В тот момент Вы чувствовали, возможно, себя обиженной, униженной или ненужной. Подберите для этой ситуации ключевые слова. Какой была твоя мама? Тоже можно написать и про папу или того близкого человека, которого указали рядом с головой ребенка. Запишите те отрицательные качества, которые тогда были у родителей именно в той ситуации. Например, холодная, вредная, боязливая, грубая и т.д.
Подумай, какая у Вас была в семье роль? Например, дети чувствуют родительскую задачу вести себя так, чтобы родители могли ими гордиться. Или являлись посредником между мамой и папой. Возможно, Вы чувствовали, что должны были быть подружкой для мамы или сделать жизнь родителей счастливыми. Рядом с родителями запишите те слова, которые были обращены к Вам в тот момент. Например: “Ты такая же, как отец…”, “Это ты виноват, что я несчастлив, “Посмотри, какая девочка (имя) прилежная, а ты?....” Из тебя ничего путного не получится”. Над головой ребенка нарисуй соединительную линию между людьми(мама и папа) и напишите над ней, какие сложности были в отношениях. После этого, попробуйте вжиться в эту ситуацию, когда родители вели себя определенным образом. Теперь можно выявить подсознательные убеждения в форме негативных установок.
Зачастую дети относят поведение родителей на свой счет, если родитель в плохом настроении, то ребенок чувствует, что он обуза, берет на себя ответственность за их настроение, поэтому и развиваются эти негативные установки. Например, “Я недостаточно хорошо”, “Я не заслуживаю любви”, “Я плохой” и т.д. Установки, которые Вы обнаружите, нужно записать в живот нарисованного ребенка. Вот они лежат в основе жизненных проблем. Они являются вредоносной программой, которую нужно изменить. (из книги Стефани Шталь “Ребенок в тебе должен обрести дом. Вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки”).
Катя, я рекомендую эту книгу для решения Ваших проблем, связанных с чувством вины. Это упражнение взято оттуда. Там есть продолжение, что дальше с этим делать. Еще, я хочу Вам порекомендовать видеть в себе хорошие качества, научиться себя ценить. Для этого, начните вести дневник ценности себя. Возьмите тетрадь и старайтесь в форме дневника записывать каждый свой день, но не просто описывать факты, а придавать ценность тому, что сегодня было, что Вы сегодня молодец, хотя бы за то, что уже встали и умылись, учитесь хвалить себя за каждую мелочь, а не винить за то, что не сделали.
Я рекомендую Вам пройти психотерапию, чтобы проработать чувство вины, Вашу депрессию и вернуть управление жизнью в собственные руки.
Если появятся вопросы, обращайтесь.
С Уважением, Радионова Ольга.