Чувство что ты хуже всех, ты не достоин хорошего.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Несмотря на то, что я возрастная дама (дожила до 50 лет), и внешне вполне успешна, я постоянно испытываю чувство своей неполноценности. Мне постоянно кажется что я делаю что то не так, при этом меня постоянно критиковал муж (недавно он умер) и мой начальник, причем последний не просто критиковал, а что называется сравнивал с землёй (я была ее заместителем). Такое ощущение, что все постоянно разочаровываются во мне на протяжении всей жизни. Сейчас у меня новая работа и хорошая должность, но меня не покидает чувство, что я обязательно должна что то сделать не так, и опять должна быть лавина критики. Если меня хвалят, я думаю, что это они пока меня не знают какая я есть на самом деле. Честно, чувствую себя ленивой, безразличной распластавшейся амебой. Муж меня постоянно сравнивал с другими женщинами, и сравнения были конечно не в мою пользу. Мы прожили с ним 28 лет, у него были другие женщины, но от меня он не ушёл. В конце жизни он сказал, что всё таки любил только меня, но любят ведь все таки вопреки, а не за что то. Единственное во мне положительное качество - я не конфликтная, и всё ?
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 50

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Татьяна, добрый день!
Первое, что пришло в голову, когда читала Ваше письмо, - дело в заниженной самооценке. И впервые она занизилась, скорее всего, не с помощью мужа.
Вопросы с самооценкой весьма успешно решаются с помощью разных методов, главное своевременно перепонять, перепрочувствовать то, что запустило этот механизм, и перестать использовать старые схемы мышления.
Итак, по порядку.
Судя по специфическим «болевым точкам» (муж, начальник, Ваша безропотность), речь идёт о давнем конфликте с мужчинами, «мужской» частью личности.
Сразу возникает вопрос про Вашего отца. Татьяна, какие у Вас с ним были отношения в детстве? Как Вы сейчас к нему относитесь? Как он относился к Вашей матери? Изменял ли он Вашей матери?
Мужчина символически связан с вопросами ответственности, защиты, благосостояния, власти, авторитарности, должности, карьеры. Могу предположить, что с детства Вы воспитывались под влиянием человека, склонного влиять на других, всё оценивать, критиковать, вынуждать Вас гнаться за высокими оценками, чего бы они ни касались. И всё это делалось, уверена, лишь «для Вашего блага, чтобы Вы стали лучше».
В Вас воспитывалось послушание и исполнительность. Скорее всего, Вы были прилежной ученицей (возможно, даже хорошисткой-отличницей), всегда переживали, чтобы не расстроить близких «непристойным» поведением. Вы добились успеха в работе, заняли высокую должность, но, скорее всего, что бы Вы ни делали, значимые люди всегда находили, к чему придраться. Верно?
Вы от этого всегда страдали, но и привыкли с этим жить, с другой стороны. Именно поэтому Вы, повзрослев, нашли себе 30 лет назад мужа, который принял эту эстафетную палочку критики.
А теперь, Татьяна, давайте подумаем, откуда это всё в Вашей сегодняшней жизни? Почему это всё до сих пор с Вами? Ваш критикующий муж уже умер - больше не критикует Вас. Ваш начальник постоянно унижал Вас - больше не Ваш начальник. Ваши родители живы? Они до сих пор имеют на Вас влияние?
Тогда кто или что удерживает Вас в прежнем сценарии? За что Вы постоянно словно хотите получить от людей оценку, порицание, словно без этого Вам непривычно жить?
В Вашем письме содержится говорящая фраза, которую я поначалу даже прочитала не с тем смыслом, видимо, который Вы изначально вложили. Но потом я поняла, что именно здесь кроется один из ответов на Ваши вопросы.
«Начальник не просто критиковал, а, что называется, СРАВНИВАЛ С ЗЕМЛЁЙ». Вы, видимо, подразумевали «сравнивал» в понимании «смешал, сровнял с землёй». Я же поняла слово «сравнивал», как производное от слова «сравнение», т.е. получилось, что начальник Вас «приравнивал, отождествлял с землёй».
И здесь появился совершенно иной смысл! Не очернить, не перемешать Вас с грязью, а использовать Вас как основу, твердь, на которую все они опираются, чтобы возвыситься самим. Подтверждает мою версию то, что Вы написали в самом конце письма «единственное во мне положительное качество - я неконфликтная, и всё?». Нет, не всё, Татьяна!
Обратите внимание, какой в этом колоссальный смысл, ресурс, он поможет Вам переосмыслить всё, что было. Ведь что было в жизни, то не изменить, можно только переосознать, переформатировать. Прошлого не вернуть, можно только изменить отношение к ушедшим событиям.
Все эти люди из прошлого и настоящего, которые Вас критикуют, они, вероятно, в какой-то момент словно расписываются в собственном бессилии, беспомощности перед Вами. Соперника могут почувствовать только в том, кто реально силён, умён, кто составляет конкуренцию. На ничтожество никогда не обращают внимания. Видимо, начальник боялся Вас, рядом с Вами был в состоянии стресса, критикой пытался Вас держать «на коротком поводке», чтобы Вы не проявляли себя при нём.
Муж изменял, критиковал, но не ушёл от Вас, и перед смертью признался, что Вы были для него лучшей. Вы были для него опорой, тылом, куда он всегда возвращался.
Татьяна, мы в рамках этой консультации не сможем понять, что было на уме у мужа, почему он гулял, так себя вёл. Но давайте допустим, что это ЕГО история, НЕ ВАША. На то у него могли быть какие-то свои причины (хоть его кармой это назовите!), и они не обязаны были зависеть исключительно от Вас.
Вам нужно уловить эту важную тонкость: ориентировать свою жизнь и самовосприятие только на мнение о Вас окружающих это похоже на попытку переплыть океан в лодке без вёсел и паруса – куда течение потащило, туда и плыть, не управлять своей жизнью, не делать ничего вопреки чужому мнению. Может повезти, если течению и Вам по пути. А если нет?
Почему чужое мнение оказалось для Вас важнее Вашего? Почему Вы считаете, что отстоять свою точку зрения – когда это делает другой человек, то это правильно, а когда это делаете Вы, то это конфликт - поэтому нельзя? Почему Вы считаете, что чужие идеи более ценные, чем Ваши только потому, что они не Ваши? Почему Вы считаете чужие советы правильными, не доверяя себе?
Может быть именно потому, что Вы добровольно позволяете другим манипулировать собой, таскать себя по волнам океана жизни, так всё и складывается? Вы и сейчас по привычке ждёте, куда Вас потянут очередные подводные течения? Вам же не нравится это? Где же Ваши вёсла, мотор, парус, Татьяна? Куда Вы всегда хотели попасть, чего добиться?
Вам сейчас нужно понять, что включает в людях этот механизм критики в отношении Вас. Научиться отстаивать своё мнение, границы, не применяя агрессии, без крайностей. Это тренируется.
Я уверена, что Вы справитесь, ведь Вы наверняка очень сильный и добрый человек, который не причинял зла другим ценой ущемления своих интересов. Вот теперь пришло время Вам защитить самого главного для Вас человека - себя - от своих же неконструктивных сценариев, Татьяна.
Буду благодарна за отзыв о полученной Вами консультации на сайте.
С уважением,
Наталья
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (запись на бесплатную 20-минутную консультацию: Вотсап +79255250023, эл.почта [email protected], Инстаграм @natnik1909psycholog)