Никогда не бываю счастлив.

Вопрос психологу:
Насколько я себя помню, всегда был тихим, замкнутым мальчиком. Случалось несколько моментов "социального прозрения", после которых я активно пытался влиться в коллектив, но ни один из этих порывов до добра не довел(Дети начинали задирать меня, зажатого, но вылезшего на свет, а после уже что-то и не хотелось пробовать.) В сознательном возрасте увлекся в философией, кино, живописью (нахватывал всего понемногу, чтобы заполнить пустоту внутри), нашел друзей, а кажется, все еще оставался тем глупым мальчишкой, мечтающим о счастливом будущем, где он будет умен, уверен в себе, успешен. Видимо, события извне вообще слабо на меня влияют, потому что поступив в отличный вуз, а до этого- в лицей, я совсем не обрадовался. Конечно, в первые минуты было чувство эйфории, но уже спустя час я возвращался в свой серый кокон. Общение с людьми тоже не особо радует, но все равно, теряя старых друзей, грущу по ним, не могу забыть, пытаюсь вернуть. Один быть не люблю, с друзьями- не люблю. Внутри все запекшееся, усталое. Хочется сильных эмоций, но я не могу придумать ни одной вещи, которая бы меня действительно порадовала. Суммарно несколько недель в год неожиданно у меня на пустом месте возникает чувство радости, уверенности в жизни, когда хочется приложить все силы, чтобы добиться чего-то большего. Но даже эти деньки омрачены тем, что я понимаю, как быстро они кончатся(Так и случается, а потом еще и завидую себе прошлому из-за тех эмоций.) Часто меня преследуют мысли о суициде, смотрю на отцовское охотничье ружье и понимаю, что если возьму его в руки, точно закончу начатое. Но мне хотелось бы хоть немного пожить полной жизнью, а уже потом решать, быть или не быть. На психиатра денег нет, мы из бедной семьи, родители даже не могут позволить себе оплатить обучение сестры, не говоря уже про меня. Пытался сам разобраться в своем состоянии, но ни под какие шаблоны оно вроде не подходит. Я не раздражен, не апатичен, не имею проблем с аппетитом, концентрацией, сном, у меня есть девушка (нет пониженного-повышенного сексуального влечения), просто я такой, какой я есть. Интересно, можно ли что-то сделать, чтобы жить счастливее? Никаких мечтаний у меня нет, планы на будущее стандартные (жениться, завести детей, работать), проблем с семьей нет (может, мама была немного чувствительна к моему здоровью и питанию, но это не сказать что критично.) А вечерами рушится, все кажется ужасно нереальным, сонным. Хочется проснуться в своем счастливом мире, который я и вообразить-то не могу, и никогда сюда больше не возвращаться.
Автор вопроса: Дмитрий Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Роман Николаевич.
Добрый день, Дмитрий.
Буду отвечать, и давать комментарии по ходу чтения письма.
Вы пишите, что «мечтали о счастливом будущем, видели себя успешным»… А что пошло не так? Получилось ли у Вас сознательно ставить те цели и задачи, которые позволили бы Вам приблизиться к Вашей мечте?
«Общение с людьми тоже не особо радует, но все равно, теряя старых друзей, грущу по ним, не могу забыть, пытаюсь вернуть». Судя по данному описанию – Вы интроверт. А именно Вам точно также необходимо общение, как и экстравертам, но оно должно отличаться глубиной, а потеря друзей, которых и так немного может вызвать стресс. С этим разобрались.
Но дальше Вы пишите: «Один быть не люблю, с друзьями - не люблю». А вот такого быть не может. Видимо, Вы говорите не о друзьях, а о знакомых, приятелях. Если речь идет именно о друзьях, которым подробное описание дал И.С. Кон в книге «Дружба. Этико-психологический очерк», то Вам с ними должно быть комфортно. Прочтите эту книгу, и Вы более-менее сможете понять, есть ли у Вас в окружении такие друзья или же это просто хорошие знакомые.
Вы указываете: «Хочется сильных эмоций, но я не могу придумать ни одной вещи, которая бы меня действительно порадовала».
Отмечу, что эмоции чаще всего возникают от удовлетворения или неудовлетворения тех или иных потребностей, интересов, желаний и т.д. Подумайте, что Вам хочется, постарайтесь проанализировать свои истинные потребности. Если не можете определиться с интересами – пройдите соответствующие психологические тесты.
Хоть Вы и указываете, что у Вас нет проблем с настроением, но судя по этому описанию все же есть.
«Суммарно несколько недель в год неожиданно у меня на пустом месте возникает чувство радости, уверенности в жизни, когда хочется приложить все силы, чтобы добиться чего-то большего. Но даже эти деньки омрачены тем, что я понимаю, как быстро они кончатся (Так и случается, а потом еще и завидую себе прошлому из-за тех эмоций.) Часто меня преследуют мысли о суициде, смотрю на отцовское охотничье ружье и понимаю, что если возьму его в руки, точно закончу начатое».
Не вздумайте наделать глупостей. Ваше состояние поддается коррекции. Однако необходимо выявить причину его возникновения, поскольку оно может быть связано с гормонами, питанием или психологическими проблемами, которые решаемы.
«Пытался сам разобраться в своем состоянии, но ни под какие шаблоны оно вроде не подходит».
Для того чтобы понять подходит оно под шаблоны или нет – пройдите тесты. Достаточное количество есть сайтов, где в онлайн режиме можно пройти психологическое тестирование. Упор сделайте на диагностику настроения/ уровня депрессии; типа темперамента; акцентуаций характера (личностных особенностей), интересов.
Для таких целей могут подойти следующие тесты:
1) Тест «Шкала депрессии» А. Бека;
2) Тест акцентуаций характера «Чертова дюжина» или тест «16 факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттела;
3) Тест темперамента Айзенка или тест темперамента Русалова.
«А вечерами рушится, все кажется ужасно нереальным, сонным».
На мой взгляд, если, как Вы пишите, действительно видимых социально-психологических причин возникновения данной проблемы нет, то скорей всего дело либо в темпераменте (возможно, Вы меланхолик) или характере (с гипотимической акцентуацией), либо в каких-либо психических нарушениях (что, на мой взгляд, вряд ли).
«Интересно, можно ли что-то сделать, чтобы жить счастливее?»
Ответ очевиден – можно, если найти то, что увлекает. А для этого необходимо разобраться в себе. Чтобы выяснить этот момент, пройдите психологическое тестирование, оно бесплатно. Получить же психологическую или психиатрическую помощь в очном формате бесплатно мало, где можно. Но такие места есть, обычно это бюджетные организации, типа поликлиник, школ, гос. центров и так далее. Но качество таких услуг не известно, каким будет и, кстати говоря, качество оказанных платных психологических и психиатрических услуг не всегда может порадовать. Поэтому общие рекомендации будут следующие:
1) Необходимо пройти тесты, чтобы понять себя и разобраться в своей мотивации.
2) Поищите в интернете, где Вы можете получить бесплатную очную консультацию психиатра или психолога-психотерапевта.
3) Не наделайте глупостей, жизнь у всех только одна.
Удачи.