Жизнь после экстремальной ситуации в стране.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В моей стране, около недели назад, случилась попытка государственного переворота. Действие событий было как раз в городе, в котором я живу. Мне повезло, что мой район не был разгромлен, но все равно, около пяти дней мы жили в информационном вакууме и не знали, что будет с нами. Понимая, что я переживаю экстремальную ситуацию, я применяла различные дыхательные техники релаксации, вела дневник, пыталась работать со своими мыслями и принимала седативные лекарства растительного происхождения (валериана и хмель). Это помогало. Всего один день из этих пяти, я спала поверхностным сном ( просыпалась каждый час и от любого шороха, очень сильно тряслись ноги). Это было на второй день, последующие дни сон был хороший, снились хорошие сны о том, что ситуация стабилизировалась. И в целом, был боевой и позитивный настрой. Сейчас, ситуация действительно стабилизировалась. Замечаю, что моя семья и мои друзья рвутся на прогулки и поездки, я же наоборот. Если честно, мне хочется засесть дома и не высовываться. Возникает даже желание уехать в какую-нибудь глухую деревню, лишь бы обезопасить себя. Периодически накрывает страх о том, что ситуация повторится и усугубится (страх не особо сильный, но все же он есть). Сейчас стараюсь не читать и не слушать политические новости и мнения, чтобы лишний раз себя не волновать. Чувствую усталость. Дневник тех пяти дней не хочется открывать, потому что страшно его читать. Постоянно хочется спать, но если лягу, то не засыпаю. Последние две ночи снились неприятные сны, связанные с катастрофой. К еде отношусь безразлично, даже если она любимая и вкусная. Все эти дни я не плакала и сейчас не могу. Подвисающий интернет вызывает мимолетный страх, потому что видимо я ассоциирую это с катастрофой( если интернет снова выключили, значит всё началось сначала). Хочется разработать план по переезду из страны, но при этом возникают мысли, что весь мир такой же опасный и враждебный, поэтому переезд бессмысленный. Очень сильно раздражают разговоры о политике. Грусть и тоска наваливаются временами. В эти моменты я могу смотреть куда-то в пространство по 10-15 минут. Все эти мысли и эмоции непостоянны. Моё состояние сейчас как бы волнообразно. Бывает и достаточно веселое расположение духа, когда я могу даже рисовать (это моё хобби), смеяться, общаться и даже поглощать интеллектуальный контент. Всё-таки могу смотреть в будущее с оптимизмом и продолжать стремиться к своим целям. Моим близким уговорами, получается вытащить меня в город и на самих этих прогулках я чувствую себя хорошо и совсем не боюсь. Это состояние нормально(просто этап переживания ситуации) или уже стоит беспокоиться? Вообще, нужно ли поддаваться на уговоры выходить на прогулки, учитывая то, что в городе до сих пор режим ЧП(ничего уже не горит, толпы агрессоров не ходят по улицам, люди ходят на работу, но все еще в некоторых районах ведутся антитеррористические мероприятия)? Может моё желание сейчас сидеть дома как раз наиболее адаптивно? ( просто у меня есть ощущение, что у моих близких это тоже часть реакции на ситуацию, потому что сейчас активности они проявляют больше, чем в мирное время). И как помочь себе всё это пережить? Спасибо, за внимание
Автор вопроса: Светлана Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Курганская Ольга Валерьевна.
Здравствуйте, Светлана! Вы говорите о сильном эмоциональном переживании, которое испытали, пребывая в городе, где происходила попытка гос. переворота. Светлана, с Вами все в порядке, - любой находясь в подобной ситуации испытывал бы волнение. Это нормальная реакция нашего "выживающего я". Однако длительность и интенсивность напряжения индивидуальна. Люди, которые ощущают себя более уязвимыми, реагируют на стрессовые факторы гораздо острее. В большинстве случаев тяжелее стресс переносится людьми, в чьей истории был опыт ранних пережитых травм. Например, насилие в семье (не обязательно физическое, но и эмоциональное), непоследовательность в поведении родителей, развод родителей, потеря близких, и тд. - события, пошатнувшие чувство базовой безопасности. Происходившее могло переживаться во внутрипсихическом пространстве буквально как переворот (сопровождаемый ощущениями, что вокруг все разрушается, а я бессильна с этим что-то сделать) . Попытка гос. переворота в Вашем городе выступила триггером, высвободившим череду былых ассоциативных переживаний, отсюда и высокая интенсивность чувств (несмотря на то, что в Вашем районе не было разрушений, и до сих пор ситуация спокойная). Это следствие непереработанных чувств, длительное время приглушавшихся, сейчас проявившихся и будто парализовавших Вас.
Очень хорошо, что Вы овладели навыками саморелаксации , - развивайте их, регулярно практикуя. Также медитации, - отличный способ "подняться над драмой".
Как Вы самостоятельно можете помочь себе, выявив глубинные истоки своего состояния? Сделать это -важный шаг к переработке травматичных событий.
Зачастую реакция на ситуации напряжения, стресса - тревога. Но за тревогой всегда скрывается какое-то чувство (это может быть и страх, и обида и вина и гнев) . Важно определить это чувство и как можно более детально конкретизировать его, изучить. Если это страх, то страх чего именно, что самого страшного может произойти если то, чего Вы боитесь случится? (Задавайте себе этот вопрос несколько раз, до тех пор, пока не дойдете до организующего Страха и глубинного убеждения, на котором и держится страх).
Затем задайте себе вопрос : почему это может произойти со мной? Когда я так себя уже чувствовала ? Что тогда происходило? ( когда было ощущение , что в жизни происходит нечто , лишающее опоры). Ощущала ли я себя в детстве в безопасности или оно появлялось лишь когда я "пряталась" от происходящего?
Что вы в эти моменты думали, какие мысли появлялись, какие убеждения начинали формироваться? Эти вопросы направлены на диссоциацию , разделение себя с программой , с которой человек как бы "срастается".
Если Вы поменяете оценку событий прошлого, "пересмотрите" их с позиции взрослого, а также размоете границы убеждений (опровергнете их) , - вы буквально расчистите себе путь к эмоциональной свободе.
Практика показывает, - люди действительно обнаруживают в своей личной истории опыт, связанный с организующим страхом. Но бывает, что этот опыт они обнаруживают в историях жизни своих предков (родителей, бабушек, дедушек) . Это так называемая "генетическая память", оказывающая влияние на жизнь человека.
Убеждения, сформировавшиеся вследствие полученного опыта, безусловно были полезными для наших предков и поэтому они "передавались" из поколения в поколение. Например, предки переживали события, когда нужно было быстро убегать и прятаться (так как шла война и вокруг были люди, которые могли навредить) . В результате могли сформироваться такие
установки, как :" только спрятавшись можно выжить, быть заметным опасно и пр". Благодаря этим убеждениям они смогли выжить. Но нужно ли удерживать их нам, если для этого уже нет оснований , так как реальность изменилась? (например, в случае, если в городе ситуация стабилизировалась ).
Есть специальные техники, с помощью которых мы "меняем" генетические ограничивающие убеждения ( "мир опасен" или "только если вокруг меня нет людей я могу выжить" и тд. ) . Это работа, подразумевающая проведение нескольких сессий.
Вы также спрашиваете о том , стоит ли выходить на прогулки. На самом деле Вы сами можете ответить на этот вопрос учитывая тот факт, что на прогулках Вы чувствуете себя хорошо.
К тому же так Вы поможете себе подключить принцип реальности - осознать, увидев собственными глазами, что ничего пугающего не происходит, на улице безопасно. Пребывать вне дома и оставаться в безопасности возможно. Опасность мы начинаем видеть даже там, где её уже нет тогда, когда смотрим на мир через призму собственных страхов и убеждений, - а значит, буквально не видим реальности. Поработайте со страхами и убеждениями (по вышеописанному алгоритму) и выходите на прогулки.
Ведь вы можете не посещать те районы, в которых все ещё проводятся антитеррористические мероприятия проявляя тем самым разумность и не подвергая себя необоснованному риску?
Так как формирование чувства безопасности , защищенности осуществляется с самых ранних стадий развития, в том числе во время внутриутробного развития, рекомендую делать практики, называемые "исцелением с момента зачатия" (применяется в Терапии Отправных Точек). По возможности делайте их с сопровождением психолога.
Хочу ещё добавить: очень эффективно помогает преодолеть последствия стресса способность находить смысл в произошедшем. Как если бы произошедшее могло Вас чему-то ценному научить, что бы это было? Чему хорошему Вы научились пройдя через этот опыт? Возможно, это про ощущение единения со своими близкими, возможно вы по-настоящему оценили их помощь и поддержку, прониклись благодарностью к ним или поняли что - то важное про себя - например то, какой огромный потенциал заложен внутри Вас. После такого опыта можно стать ещё более зрелой и сильной личностью и даже помогать проживать подобный опыт другим людям. многим людям это уже удавалось, уверена, если у вас есть такое намерение, то получится и у вас. Этот феномен называется посттравматическим ростом. Важно только с благодарностью научиться воспринимать произошедшее. Ведь результат (например, наше состояние) напрямую зависит от способа нашей оценки. Выбирая оценить событие как нечто ужасное, плохое и бессмысленное, мы сами себя сажаем в ментальную тюрьму, генерируя в себе негативный спектр чувств и эмоций.
Желаю Вам обретения внутреннего равновесия и разрешения ситуации наилучшим образом !