Нет интереса, бездействие после смерти мамы.

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи. У меня случилась ситуация, которая переросла в проблему. Начну с того (это может быть важно), что в октябре у меня у близкого родственника (мамы) прошла операция, где она на протяжении более месяца находилась в реанимации... К сожалению, состояние не улучшилось, и мамы не стало... Не буду описывать все эмоции и чувства, что я пережила (к слову, это была сильная апатия, я сидела на работе допоздна, а в выходные просто лежала, сведя до минимума выполнение домашних дел). Думаю, стадия переживания потери еще в самом начале, потому что осознание того, что я больше не увижусь с мамой не приходит все еще, а как только я начинаю думать об этом углубленно, у меня очень сильные эмоции. Все это (как я считаю) повлияло на то, что я большую часть своего времени нахожусь в каких-то раздумьях, анализах, прокрастинации.... Я как будто устала от жизни... В выходные зачастую ничего не хочу делать, никуда не хочется ходить, а простое лежание в выходные (с октября) уже тоже надоело, но когда я выхожу даже куда-нибудь с друзьями, мне кажется, что я заставляю себя поддерживать общение и мне общение не приносит никакого удовольствия. Работа, на которой я сейчас нахожусь, тоже не приносит удовлетворения, это не совсем то, где я бы хотела реализоваться. Стало много бумажной работы и мне становится неинтересно. В конце прошлого года с увлечением записалась на обучение по повышению квалификации, в этом году едва заставляла себя выполнять задачи для прохождения итоговой аттестации. Кажется, что я хожу по какому-то неинтересному кругу (да, я знаю, что я сама формирую и свое настроение, и свою деятельность), но я в буквальном смысле не хочу ничего: ни двигаться, ни бездействовать... Как здесь быть, когда уже и от бездействия ты чувствуешь себя угнетенным, а для активности кажется, что нет энергии? Спасибо)
Автор вопроса: Елена Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Углова Инесса Тофиковна.
Здравствуйте, Елена.
Сочувствую вашему горю. Утрата мамы это очень тяжелое испытание в жизни каждого человека. По вашему описанию прошло совсем немного времени с ее кончины. Очевидно, что сейчас вы находитесь, как вы справедливо заметили, на самых первых стадиях переживания своего горя. Горевание – процесс, который сопровождает любое незапланированное изменение, такое как потеря работы, развод и тем более смерть близкого человека. Утрата любого статуса. Сейчас вы, скорее всего, находитесь на стадии отрицания. Ведь вам сейчас трудно поверить, что мамы больше нет. В вашей жизни это еще и личностный кризис. Вы «повзрослели». Ведь мы дети, пока у нас есть родители. Особенно, если с мамой были близкие отношения. Ваше состояние обьясняется характерными для горевания признаками. Отрицание, торг, гнев, депрессия и только потом принятие и возвращение к себе, к своей жизни, интересам и т.д. На проживание всех этих стадий может уйти год и более. Часто после утраты близкого, человек испытывает вину, стыд, но обуреваемые этими чувствами, люди могут не осознавать, что это нормальные компоненты горевания и на фоне этого, они могут сориться с друзьями, любимая работа может перстать приносить им удовольствие. Эти чувства могут сменяться чувством сильнейшей тревоги за свое будущее, страх неудачи в предстоящих задумках и проектах. Ваша утрата еще слишком болезненна, и поэтому все что раньше радовало вас уже не приносит удовлетворения. Разрешите себе прожить все стадии горевания для того, чтобы в конце концов выйти из этого состояния. Главное, не принимайте скоропалительных решений под влиянием нахлынувших чувств. Иногда происходит залипание в описываемом состоянии. Чаще всего, когда с близким умершим были не очень хорошие отношения, конфликты, обиды и человек винит себя в том, что произошло или испытывает сожаление о том, чего не сделал при жизни покойного. Я желаю вам не попасть в эту ловушку, а если такое произойдет, вы всегда можете обратиться к специалисту, который поможет вам с этим справиться.
Желаю вам здоровья и удачи на пути к себе.