Чувствую тревогу и вину за то, что ничем не занята. Головой понимаю, что мне нужен отдых, но не могу расслабиться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Данная проблема возникла давно, но сейчас становится все более ощутимой. Дело в том, что я чувствую ужасную тревогу и вину, когда не занята чем-либо. Постоянно заваливаю себя работой, и стараюсь успеть везде, лишь бы только не сидеть без дела. Стоит мне устроить «выходной» я не нахожу себе места. Начинаю винить себя за то, что я ужасно ленивая, сижу и ничего не делаю. Сейчас я заканчиваю университет и в данный момент пишу диплом. Все мои мысли только о дипломе и экзаменах. Первая моя мысль после того как я просыпаюсь утром - это я не успеваю. Я не успею его написать, не успею сдать экзамены, не получу диплом, останусь без работы. Скорее сажусь за работу и понимаю ,что работать не могу. Мысли разбегаются, постоянно отвлекаюсь. Заставляю себя сконцентрироваться, снова ругаю за лень. Попыталась отдохнуть, но в голову снова лезут мысли о том, что я ничего не делаю, а просто сижу, невозможно расслабиться. Не так давно я заболела, отдых был вынужденным. Но отдыхом это назвать сложно, поскольку все эти дни я просто винила себя за то, что заболела как всегда не вовремя и снова лежу и ничего не делаю.
Головой я понимаю, что мне нужен отдых, но никак не могу расслабиться. Если это возможно, пожалуйста, подскажите почему это происходит? Как мне решить эту проблему? С чего начать? Я абсолютно не понимаю. Просто становится только хуже
Автор вопроса: Елизавета Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Роман Николаевич.
Здравствуйте, Елизавета.
Здесь, на мой взгляд, ключевая проблема видимо заключается в том, что Вы перфекционист с синдромом отличника, который хочет всегда добиваться успеха в любом деле. И не скажу, что это прям уж совсем плохо. Ведь именно этому Вас обучали учителя и воспитывали родители, не так ли?
Но, с другой стороны, такая сконцентрированность на деле не дает Вам нормально расслабиться. Просто потому, что Вам в детстве не объяснили, что хорошо работать это одно дело, но другое дело - нужно точно также хорошо уметь и отдыхать. Если уж Вы и стараетесь максимум вложиться в то, чем Вы занимаетесь, то с такой же отдачей позвольте себе отдохнуть. Поскольку элементарно день без нормального сна в 7-8 часов приводит к тому, что этот день попросту становится «угробленным», так как Вы не можете сосредоточиться и нормально работать, изнуряя себя таким образом. То есть от недостатка отдыха страдает Ваша продуктивность. И под отдыхом я не имею ввиду банальное «лежание на диване». А полноценный отдых, который в себя включает: сон, правильное и вкусное питание, смена видов деятельности (умеренная физическая нагрузка или прогулка где-нибудь на свежем воздухе в парке или рядом с лесом), общение с интересующими Вас людьми, просмотр фильма не просто в обеденное время, а например в кинотеатре и т.д.
Всё выполнить идеально Вы можете не успеть, примите это как данность.
Экзистенциальная вина за вероятные упущенные возможности – это вечная проблема всех людей. Так как добиваясь успехов в одном деле, Вы упускаете сотни других дел, где Вы могли бы добиться успеха. И поэтому не стоит переживать, что так происходит. Необходимо лишь выбрать 1 или 2 вектора развития, в которых Вы хотите добиться успеха и спланировать так свою деятельность, чтобы Вы успевали полноценно отдохнуть.
А для этого было бы хорошо изучить основы тайм-менеджмента.
Многие исследователи сейчас сходятся во мнении, что лени не существует как таковой. Это лишь Ваша интуиция Вам говорит, что Вы занимаетесь чем-то не тем, что Вам на самом деле сейчас это не нужно. Поэтому здесь Вам еще необходимо подумать, а тем ли делом Вы занимаетесь, которое Вам нужно? Приведет ли оно Вас к самореализации и успеху?
Важно научиться не тому, что нужно идеально все делать, а просто делать хорошо и вовремя.
Следовательно, Вам необходимо понять базовую вещь – Вы не сможете нормально и эффективно работать, если Вы не будете полноценно отдыхать. И всякий раз, когда Вам мозг будет говорить, что «Вы лентяйка» вспомните и о том, что Вам нужен отдых, иначе Вы не сможете нормально учиться/работать.
Начните с составления режима дня (пропишите в какое время Вы должны проснуться, поесть, учиться, работать или отдыхать) и максимально в нужные часы занимайтесь именно тем, что запланировали. А потом старайтесь себя подбадривать и подкреплять, мысленно или чем-нибудь вкусным и полезным. Например «Я сегодня изучала предмет X 2 часа, сделала предмет Y за 1 час – я молодец. Сейчас мне хочется полноценно отдохнуть, и я имею на это право».
Удачи.