Меня долгое время мучают перепады настроения.

Вопрос психологу:
Меня долгое время мучают перепады настроения. Сейчас у меня может быть все классно, солнечно, радостно, а потом за минуты все резко изменяется и я могу ощутить сильную апатию, тревогу, иногда сильную агрессию. Я могу в такие моменты перестать со всеми поддерживать связь, включая рабочие вопросы, поэтому когда мне становится лучше, я разгребаю много проблем из-за этого желания куда-то спрятаться и ни с кем не контактировать. В последние полгода все стало хуже, агрессия все более сильная. Она не всегда появляется с плохим настроением, но часто. Я посещала психолога, мне выписали антидепрессанты, но на них я часто думала о суициде. Я и без таблеток думаю об этом, но на лекарствах я перестаю думать о морали и чувствах других, а такие мысли для меня единственный фактор, что останавливает от каких-то действий. Когда состояние вот такой апатии уходит, то я словно забываю что чувствовала, поэтому мне сложно описывать психологу свое состояние, а к психологу я хожу как раз в "хорошие" моменты, потому что в "плохие" у меня нет желания куда-то выбираться. Плюс когда я общаюсь с кем-то вживую, я часто думаю о том, как человеку все равно на меня, что я его бешу, и из-за этого я начинаю сильно злиться на человека, поэтому я думаю что меня психолог не понимает. Я понимаю, что это неправильно, но не могу перестать это чувствовать. Плюс накатывают эпизодами приступы тревоги вместе с плачем, на пустом месте часто. Из-за всего этого я не могу понять что у меня за состояние, депрессия это или просто какое расстройство личности. Когда все не так плохо, я пытаюсь найти какие-то тренинги, чтоб сама себе помочь, но не знаю как описать свое состояние коротко. Я бы хотела понять, хотя бы примерно, что это.
Автор вопроса: Софья Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Абдулина Юлия Александровна.
Здравствуйте, Софья!
Я вижу, что Вы очень хотите разобраться, что же именно за состояние у Вас: депрессия это, расстройство личности или что-то еще. Но, хотя Вы дали довольно подробное описание того, что Вас беспокоит, делать однозначные выводы о Вашем состоянии все равно нельзя без личной беседы и еще более глубокого анализа ситуации с разных сторон. Тем не менее, некоторые моменты все же отметить можно уже сейчас.
Я бы хотела обратить Ваше внимание на то, что Вы пишите, что Вам периодически кажется, что Вы «бесите» других людей, и из-за этого начинаете злиться на них. У Вас появляется мысль о том, что чувствуют другие люди по отношению к Вам, а в ответ на эту мысль у Вас появляется чувство злости. Здесь Вы очень хорошо все отследили и увидели цепочку, что с Вами происходит (я не обсуждаю сейчас, насколько верными были изначально Ваши мысли, важна цепочка событий «ощущение, что Вы «бесите» человека – злость на него»), но подобные вещи могут быть автоматическими, неосознаваемыми. Как именно это может происходить и почему я решила обратить Ваше внимание на это?
Вы пишите о резких беспричинных сменах настроения, приступах апатии, агрессии, во время которых Вы ограничиваете контакты с людьми, о чередованиях «хороших» и «плохих» периодов в жизни и т.д. Подобные проблемы нередко возникают именно по психологическим причинам. Резкие смены настроения без видимых причин, на самом деле, имеют причину, которая просто пока не осознается. Так, в каждый момент своей жизни мы постоянно оцениваем то, что происходит с нами и вокруг нас, насколько нам нравится или не нравится это, насколько это приятно для нас, полезно, опасно, интересно, что это даст нам в будущем и т.д. Исходя из полученной оценки ситуации мы реагируем на нее эмоционально и делом. Например, если мы видим опасность, то пугаемся и убегаем. Если мы видим что-то привлекательное для себя, то ощущаем интерес и можем приблизиться к тому, что нас привлекает. Если мы слышим, что нас жестко критикуют, то можем начать испытывать грусть, чувствовать себя плохими, неуспешными и замкнуться, перестать делать то, за что нас критиковали, а кто-то на критику почувствует злость, агрессию и начнет спорить с критиком и т.д.
Наши оценки того, что происходит с нами и как реагировать, в большинстве случаев даются исходя из нашего прежнего опыта, при этом мозг работает быстро, практически мгновенно оценивает ситуацию и принимает решение, как реагировать и что делать дальше. Так, если школьник получил «двойку», в школе он на нее не обратил внимание, она для него ничего не значила, а дома его наругали родители, а это для него было значимо, и он расстроился из-за этого дома. В следующий раз получив «двойку», он уже в школе поймет, что его ждет дома, и уже в школе может расстроиться из-за предстоящего дома, хотя это событие еще даже не произошло и, может, вообще не произойдет. Многие наши реакции на происходящее мгновенные, автоматические, и потому 1) мы их не успеваем осознать и обдумать, 2) они могут быть неточными, довольно грубыми или иногда даже ошибочными. И вот в таких случаях мы можем сталкиваться с тем, что у людей необоснованно и резко меняется настроение, при чем смена резкая, но держится довольно долго. Это одна из наиболее распространенных причин, почему бывают необоснованные перепады настроения. По сути, основание для смены настроения есть, но мы его не осознаем, не видим и не понимаем. Кроме того, именно при подобных причинах перепадов настроения антидепрессанты слабо помогают, т.к. здесь основная причина – психологическая, а не биохимическая, и фармацевтические препараты не могут повлиять на причину.
Я пояснила, откуда могут взяться необоснованные перепады настроения. И, конечно, возникает вопрос, что же тогда делать в такой ситуации. Безусловно, здесь очень важно развивать осознанность, обращать внимание на свои эмоции, чувства, ощущения в теле, автоматические мысли, идеи, которые мелькают в голове в ситуации. Все это поможет отследить, что с Вами происходит в моменте, что же все-таки Вы там испытываете, что воспринимается как опасное или враждебное и вызывает агрессию, почему появляется апатия и пр. Когда появится понимание, что происходит с Вами в моменте, появится возможность это проанализировать, переоценить, а с переоценкой будут меняться и эмоции, и последующие реакции. В этом случае можно разорвать цепочку автоматических бессознательных реакций и перепадов настроения. На самом деле, это бывает не простой и не быстрый путь, но его пройти возможно. Вы можете заниматься этим даже самостоятельно, но лучше попробовать поработать с психологом хотя бы на начальном этапе, чтобы Вам помогли, «подсветили» какие-то моменты, на которые стоит обратить внимание, что, возможно, сейчас пока ускользает от Вашего внимания. Кстати, такую работу можно начать и в «хороший» период – в него будет даже проще налаживать контакт со своими автоматическими мыслями и эмоциями, а потом с этим навыком уже в «плохие» периоды Вам будет легче понять, что происходит с Вами.
Софья, надеюсь, мой ответ будет полезным для Вас, Вы сможете лучше понять свое состояние благодаря ему, и желаю Вам как можно быстрее разобраться со своей проблемой. Если есть какие-то дополнительные вопросы по этому поводу, то я буду рада ответить Вам.
С уважением, Юлия