Боюсь взрослеть, брать на себя ответственность.

Вопрос психологу:
Добрый день! Мне 25 лет, я учусь на 5 курсе университета и живу с родителями. Я никогда не работала, после окончания колледжа было страшно искать работу, чувствовала, что мне не хватает полученных знаний. Захотелось поступить в вуз на выбранную специальность. Не прошла по баллам, расстроилась, родители согласились платить за меня. Учусь я плохо, занимаюсь только по тем предметам, которые мне интересны. Меня уже несколько раз собирались отчислить. Мама помогает мне, даже делает за меня некоторые задания, потому что сама я не справлюсь. Я очень ленивая, не могу заставить себя что-то сделать, могу несколько дней сидеть с одним предметом. Не то чтобы я совсем неспособная, я очень медлительная. Иногда я начинаю зацикливаться на каких-то деталях, хочу всё сделать более тщательно, а в итоге не успеваю. Порой я просто боюсь браться за работу, лучше буду смотреть картинки в интернете или сериалы.
Ещё хочу сказать, что я очень замкнутый человек. У меня нет друзей. Единственный человек, с которым я разговариваю – это моя мама. С папой я совсем не общаюсь, даже не могу сказать ему «привет». Наверное, со стороны всё это выглядит дико. В детстве я хоть немножко с ним общалась. Я понимаю, что это ненормально, но не могу пересилить себя. Он меня не обижал, иногда просто может повысить голос. Возможно, я просто стесняюсь. Например, я никогда не скажу родителям, что я читаю, смотрю, слушаю. Вообще я часто веду себя странно, люди меня не понимают.
В университете я всегда молчу, стараюсь избегать публичных выступлений. Боюсь выглядеть глупо, потому как не отличаюсь особым умом, не могу связать и двух слов.
Через пару месяцев закончиться учёба, а я решила всё бросить. Прогуляла уже несколько раз практику, а теперь мне стыдно там появляться. Я уже испортила отношения с некоторыми преподавателями, на меня совершенно нельзя положиться. Если сейчас я не закончу обучение, придётся искать работу. Но я даже не представляю работу, с которой бы могла справиться.
Самое страшное, что я уже давно выросла, а веду себя как ребёнок. Родители тянут меня, тратят деньги, своё время, нервы, а результата нет. Я сама себе неприятна. Я очень жалею себя, не понимаю слова «надо», потакаю своим желаниям, если страшно, то прячусь.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Григорова Марина Ивановна.
Ответ психолога.
Анастасия, читая Ваше письмо, сразу можно определить, что в Вашей жизни, а именно в Вашей личной жизни отсутствует ответственность за свои решения. В своем письме Вы особенно критикуете собственные действия: «Я часто веду себя странно, люди меня не понимают. Боюсь выглядеть глупо, потому как, не отличаюсь особым умом, не могу связать двух слов, я сама себе неприятна, я очень жалею себя, не понимаю слова «надо», потакаю своим желаниям, если страшно, то прячусь и так далее..» Вдумайтесь в Ваши слова!!! Это Вы сами говорите про себя, почему??
Ответ возможен по следующему суждению: Если человеку на протяжении всей его жизни говорили, что он ничего не может, не умеет, не добьётся, что есть те, кто поумнее, а его дело маленькое, то слово "ответственность" для него набор непонятных букв, а вопрос "как научиться брать ответственность?" может напугать и вызвать страх.
Вот именно и происходит – это с Вами. Вы подвержены и находитесь под страхом ответственности управлять своей жизнью самостоятельно. Вы настолько не уверены в собственные решения, что каждый раз, когда у Вас появляется желание достигнуть или получить результат, то над Вами оседают сомнения и самокритичность собственного «Я».
Вот, например, «мама помогает мне, даже делает за меня некоторые задания, потому что я сама не справлюсь». Анастасия подумайте, почему так происходит? Может мама в Вас видит еще ребенка и проявляет свою заботу? Может, Вы сами осознаете, что Вы еще не выросли и принимать собственное решение для Вас тяжело? Или вы не доверяете собственным убеждениям и поэтому передаете ответственность маме за права выбора свободы за Вас?
Быть взрослой – не значит быть зажатой, занудой и неспособной. Спонтанность, творчество, свобода выражения – сокровища, которыми может и должна быть наполнена Ваша взрослая жизнь. И именно теперь, когда Вы уже стали взрослой, у Вас есть целая жизнь, где Вы применяете свое умение творить и его реализовывать. Но кроме прочего, Вы должны понять, быть взрослым - это желание и умение брать на себя ответственность, быть за себя в ответе, осознавать и делать осознанный выбор.
Но брать бразды правления в свои руки необходимо, если вы хотите управлять своей жизнью. Для начала нужно осознать, что Вы личность и Ваша жизнь – это Ваш внутренний мир, который Вам открывает жизненный путь. Посмотрите на себя со стороны и пожелайте себе самого лучшего, ведь только Вы сами можете изменить и улучшить качества и осмысление самой себя. Представьте самого любимого животного и опишите его, каким он Вам кажется? Например, внешность, качества характера, какой он добрый или злой, где живет, какой цвет его шерсти, мог бы он жить с Вами? И что бы Вы сделали для него?, чтобы он жил с Вами и так далее. А потом, на некоторое время закройте глаза и подумайте о тех качествах, которые Вы описывали для животного, это Ваши качества. Задайте себе вопрос: Как Вы на это смотрите? Данное упражнение, даст понять Ваш внутренний мир, как Вы относитесь к самой себе. И чтобы Вы изменили в себе и какие качества себе добавили?..
Конечно, не всё в жизни мы можем менять. И все, таки очень многое можем. Каждый день и каждый час мы совершаем множество выборов: куда пойти, как спросить, что ответить, как отреагировать, как относиться к происходящему, о чем думать, чему придавать значение, кем быть, с кем быть и КАК.
Лишь приняв ответственность, мы в полной мере принимаем свободу.
Нежелание брать на себя ответственность, означает получить чужой совет или человек находится в ожидании помощи от окружающих. Но, окружающие очень часто берут на себя роль Советчика, Спасителя, Помощника и тем самым воодушевленно вовлекаются в проблему человека. И человек уже тешится собственными сомнениями, и решение чужих проблем позволяет отвлечься от своих собственных. Взять чужую ответственность порой означает избежать своей собственной. Возможно, родители ограничивали вашу свободу принятия решений и делали всё за вас, объясняя это тем, что вы не в состоянии справиться самостоятельно.
Для начала постарайтесь себя не обманывать: попытайтесь реальнее взглянуть на жизнь, вместо того чтобы при малейшем столкновении с трудностями бежать в мир детских грез. Попробуйте решать возникающие проблемы, не откладывая их в долгий ящик.
И для начала сделайте шаг к самостоятельной жизни без родителей, например, начните жить отдельно, самостоятельно без родителей.
Не бойтесь взросления, формируйте мысли не зависимого и уже взрослого человека. И в Вашу жизнь войдет успешность и любовь.
С уважением, психолог Григорова Марина.