Ищу потерянное вдохновение. Стою снова на перекрёстке и не понимаю куда двигаться.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! С самого детства я рисовала, сколько себя помню, всегда и везде, в школе на полях тетради, дома на старых обоях, в кафе на салфетках. Всегда было то, что требовало быть нарисованным, всегда было вдохновение. Так же помню, что с юности (около 15 лет) была занята вопросом, кем быть в жизни, на кого учиться. Хотелось все попробовать (и конечно везде быть лучшей). Потом я поступила в архитектурный институт, но не потому, что хотела там учиться, а потому, что пора было определиться, но я ещё ничего не решила, и потому, что там учились и мама и папа. К слову, родители развелись, когда мне было 6 лет, я осталась с мамой, отношения хорошие, она всегда меня поддерживала и никогда не давила и не торопила в принятии решений. В конце первого курса пришлось взять академ, по причине беременности. Родила сына в 18 лет (без мужа) и восстанавливаться в институте не захотела. Тогда я ещё рисовала, но это были мои последние рисунки, просто пропало желание, идеи и вдохновение. Начались трудные и тёмные времена моей жизни. Я была совершенно не готова к материнству, растила сына с мамой до трех лет, потом начались срывы, истерики и поговорив с мамой решила оставить ей ребёнка и пожить отдельно, одна.
Жила так несколько лет, училась (ничего не закончила в итоге), работала, строила личную жизнь, ходила по клубам и тд. И во всей этой кутерьме не нашлось места для творчества, я все время искала себя, свое призвание в жизни.
Сейчас я давно замужем, сын живёт со мной, есть ещё дочка. Но я до сих пор ищу себя. Хватаюсь за многое, но все не то, не зажигает, не горит, не понимаю зачем все это. С последних моих рисунков прошло 20 лет. Все это время я помнила, какое оно, вдохновение, но так и не нашла его больше ни в чем. Сейчас снова начала рисовать, но это жалкие потуги выжать из себя идею и воплотить её не идут ни в какое сравнение с тем, что было раньше.
Много читаю о поисках призвания, все пишут, что надо пробовать разное и что оно может быть разным в разные периоды в жизни. Я пробовала очень многое, но запал кончается максимум за полгода. Без вдохновения не могу ничего делать, а надо зарабатывать деньги, кормить семью (муж сейчас работает сутками, все тянет на себе, но не справляется). Даже для рисования сейчас нет его, нет идей и в голове пусто. Что делать не знаю, стою снова на перекрёстке и не понимаю куда двигаться. Умом понимаю, что надо перестать ерундить и идти работать хоть куда-то, а то не вывезем. Но такое дикое сопротивление, не хоту большую часть своей жизни проводить на нелюбимой работе (хотя большая часть жизни и так прошла именно по этому сценарию) . Не хочу на столько, что просто парализована этим страхом и ничего не делаю. Ругаю себя за лень, но все равно ничего не могу. Что делать, куда копать? Может это просто лень? Но почему я не могу её побороть? А если не лень, то что? Помогите...
Автор вопроса: Дарья Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день, Дарья!
Постралась прочувствовать ваше сообщение.
Насколько я поняла, "точка входа" в потерю вдохновения - это беременность и рождение сына. Мне кажется, это важный момент.
Возможно, в 18 лет вы и правда не были готовы к новому для вас состоянию и чувству ответственности.
Если это была незапланированная беременность, скорее всего, у вас сильно развито материнское чувство (то, что мама вас растила одна, тоже косвенно это подтверждает - это может быть родовой чертой). И тогда эта родовая роль "перекрывает" личное творчество - просто потому что она сильнее (может, и в бабушкиных историях что-то подобное было).
Поэтому моя первая рекомендация - минимизировать любые проявления искаженного, чрезмерного материнского чувства (можно почитать книги А. Некрасова "Материнская любовь" и "Путы материнской любви"). Это когда мы опекаем детей или чрезмерно привязываемся к ним. К мужу, в том числе, относимся как мама, а не как жена (ваша фраза о муже "он не справляется" тоже натолкнула меня на размышления. Ведь это суждение чуть "сверху").
Вдохновение и слово "надо" несовместимы. Скорее всего, когда появилось "надо" после рождения сына, вдохновение потому и ушло....
Подумайте, что в своей жизни прямо сейчас вы делаете из состояния "надо"? Можно выписать на листочек. От мелочей до больших дел (например, мне "надо" всем готовить завтрак по утрам" и т. п.).
Дайте себе примерно неделю на это задание - каждый день могут приходить новые идеи и осознания. А вторым шагом - пропишите прямо письменно, как вы можете минимизировать или убрать эти "надо". Пусть пока только на бумаге! Подумайте в эту сторону.
Какой вы были в моменты вдохновения? То состояние - помните? Постарайтесь его вспомнить телом и душой. Не образы, не идеи - а - ваше внутреннее и внешнее состояние. Идеи приходили к вам в каком положении тела? Сидя, лежа? А может, на ходу? Или внезапно, обрывая вашу будничную занятость? Попробуйте возвращаться к этому СОСТОЯНИЮ хоть по 2-3 миуты в день. Можно больше.
Я бы порекомендовала еще дарить себе маленькие радости. Смотреть кино, есть вкусности, носить удобную одежду, может, заниматься физической активностью (пусть даже прогулки). Связь с телом - это дорога и к вдохновению тоже: душа живет в теле :)
Можете ли вы внедрить в свою жизнь принцип "Мне должно быть максимально хорошо в любой ситуации"? От мелочей (неудобно сидеть - немедленно, а не "потом" сменить позу) до большого и важного ("а мне хочется сейчас звонить этому человеку?").
Мне кажется, вы тоскуете по той себе, которая была раньше. Постарайтесь наладить честный глубокий диалог с собой, насколько это возможно.