У меня чрезмерно хрупкое эго.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Дело в том, что у меня, скорее всего, очень хрупкое эго. Я не терплю малейшего неуважения к себе, любое проявление такового может вывести меня из себя. Даже если это родители, люди, выше меня по должности, статусу, будь то сама королева Англии, я не терплю, когда на меня смотрят «сверху вниз», это унизительное чувство.
Я стремлюсь к абсолютному перфекционизму во всем, что очень мешает. Не могу переключиться с одной задачи на другую, пока не доведу дело до блеска. Если это изучение истории по конкретной теме, я просто обязана разузнать все до мелочей, иначе не могу начать следующую тему. Если это покупка книги или пачки хлопьев, я не могу успокоиться, пока не прочту каждую написанную букву, вплоть до юридического адреса.
У меня неутолимое желание быть лучше всех. Самой красивой, самой талантливой. Я понимаю, что это совсем не рационально, но не могу бороться с чувствами. Я достаточно красива, но мысль, что при неком выборе, какую-нибудь девочку посчитали бы красивее меня, разбивает меня. Или что какая-нибудь девушка посчитала бы себя красивее. Мне очень стыдно за это. При этом я не испытываю чувства зависти. Не понимаю, будто хочется чтобы весь мир признал меня лучшей. Мой перфекционизм с этим не связан, он, скорее, навязчивая мысль, от которой я отстану лишь если буду потакать ей. Стоит отметить, что я страдаю от ОКР с детства.
В отношениях не могу находиться долго. Вскоре наступает отвращение, раздражение, чувство, что на мою свободу посягают. Не люблю, когда ко мне проявляют любовь, чувствую что-то похожее на отвращение, это отталкивает меня. Сама не люблю проявлять нежные чувства, мне либо стыдно, либо противно. Чувствую себя холодной и чёрствой в этом плане.
Не знаю, как обрести покой. Наверное, я просто закомплексованное ничтожество и боюсь, что другие могут посчитать так же.
Скажите, пожалуйста, как мне обуздать чувства, как перестать стремиться к тому, чтобы чужие глаза видели меня самой лучшей.
Автор вопроса: Анна Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Радионова Ольга Александровна.
Анна, здравствуйте. На ваш вопрос не ответить просто письмом. Для того, чтобы Вам перестать “лезть из кожи вон” ради чужого одобрения, нужно понять причину появления этого симптома, для этого желательно пройти психотерапию.
В терапевтических отношениях Вы заново можете прожить ранний опыт взаимодействия со значимыми взрослыми.
Давайте разберем Ваше ощущение хрупкого эго. Скорее всего Вы ощущаете внутри себя сильное требование соответствовать идеальному Я, критикуете себя, Вы не можете не соответствовать, так как испытываете сильнейшую тревогу, с которой Вы пытаетесь справиться при помощи навязчивых действий. Вы читали про нарциссическое расстройство личности, были ли раньше в терапии?
Анна, то, что Вы описываете про малейшее неуважение к себе, как раз говорит про чувства стыда, которое Вам очень мешает жить. К стыду относится боязнь критики и презрения, страх, что другие будут смотреть сверху вниз, а также страх оказаться самозванцем. Про этот страх Вы тоже написали, когда Вам хочется выглядеть грандиозно, а внутри ощущаете ничтожность. Скорее всего, эти два крайних восприятий себя Вы проецируете на других, они либо грандиозны (идеальны), либо ничтожны. Вы привыкли все обесценивать (отвращение, раздражение): себя и других. То, что Вы чувствуете очень сложно вынести, нет покоя.
Давайте порассуждаем, если весь мир признает Вас самой лучшей, что будет тогда?
Попробуем пойти в причины Вашего состояния. Как Вы росли? Какие отношения с родителями? Было ли тепло, ласка, любовь и принятие. То, что, Вы описываете, про признание всего мира, что я лучшая - это похоже про отсутствие теплых взаимоотношений с мамой. Наше Я становится в отношениях со значимыми взрослыми. Через контакт глаз мы учимся принимать себя, чувствуем одобрение своих действий, такое ощущение, что как раз отзеркаливания в отношениях у Вас отсутствовало. То, что Вы описываете про себя в отношениях с молодыми людьми, многое говорит о том, как чувствовали себя в детстве. Анна, Вы описываете раздражение, отвращение, неприятие любви, холодность и черствость. Вот все эти чувства нужно рассмотреть, ведь они возникли не на пустом месте.
Анна, попробуйте одно упражнение на поиск Ваших установок, которые Вы ощущаете в себе и чувствуете, что они Вам мешают жить.
“Возьмите лист бумаги, попробуйте нарисовать себя маленькой. Справа и слева от силуэта напишите мама и папа. (или тех, кто Вас вырастил). Нужно представить ситуацию, которую Вы пережили ребенком с мамой (или папой) и которая показалась неприятной. В тот момент Вы чувствовали, возможно, себя обиженной, униженной или ненужной. Подберите для этой ситуации ключевые слова. Какой была Ваша мама? Тоже можно написать и про папу или того близкого человека, которого указали рядом с головой ребенка. Запишите те отрицательные качества, которые тогда были у родителей именно в той ситуации. Например, холодная, вредная, боязливая, грубая и т.д. Подумайте, какая у Вас была в семье роль? Например, дети чувствуют родительскую задачу вести себя так, чтобы родители могли ими гордиться. Или являлись посредником между мамой и папой. Возможно, Вы чувствовали, что должны были быть подружкой для мамы или сделать жизнь родителей счастливыми. Рядом с родителями запишите те слова, которые были обращены к Вам в тот момент. Например: “Ты такая же, как отец…”, “Это ты виноват, что я несчастлив, “Посмотри, какая девочка (имя) прилежная, а ты?....” Из тебя ничего путного не получится”. Над головой ребенка нарисуйте соединительную линию между людьми(мама и папа) и напишите над ней, какие сложности были в отношениях. После этого, попробуйте вжиться в эту ситуацию, когда родители вели себя определенным образом. Теперь можно выявить подсознательные убеждения в форме негативных установок. Зачастую дети относят поведение родителей на свой счет, если родитель в плохом настроении, то ребенок чувствует, что он обуза, берет на себя ответственность за их настроение, поэтому и развиваются эти негативные установки. Например, “Я недостаточно хороша”, “Я не заслуживаю любви”, ”Я плохая” и т.д. Установки, которые Вы обнаружите, нужно записать в живот нарисованного ребенка. Вот они лежат в основе жизненных проблем. Они являются вредоносной программой, которую нужно изменить.” (из книги Стефани Шталь “Ребенок в тебе должен обрести дом. Вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки”).
Анна, можете почитать эту книгу, в ней описаны дальнейшие упражнения, что делать с этими установками.
Если у Вас появятся желание и возможность, то приходите на терапию.
С уважением, Радионова Ольга.