Падение в ступор, пытаясь избежать всего.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моя проблема в том что я при неожиданной ситуации или конфликте, или когда просто необходимо отстоять себя, свое и даже самое важное впадаю в какой то ступор, тревогу, не могу сообразить сразу что нужно сказать или сделать. Какие то оправдания случившегося, бесконечный поиск причин произошедшего, оправдания позиции оппонента(хотя оправдывать там нечего). Желание побыстрее сделать, сказать и на этом отвернуться.
Ранее думал что если произойдет то-то, то сделаю то-то, на как доходит до дела ищу причин этого не делать, все время оттягиваю и переживаю, нахожусь в напряжении. Даже если это не мелочь жизни, а важное в ней обстоятельство.
Возможно другие это видят и ведут себя ко мне хуже чем дозволено, позволяют лишнего,
как понимать на что готовы люди и где эта черта?
Как это переварить и вести себя по другому?
Как не ожидать неприятностей, что где-то кто-то встретится или что то произойдет?
Как жить уверенно и делать то что нужно и делать те шаги которые нужны?
С уважением.
Автор вопроса: Пётр Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Плешакова Елена Валериевна.
Уважаемый Пётр!
Постараюсь вам объяснить и помочь в вашей проблеме.
Вы пишите, что при конфликтных ситуациях впадаете в ступор. Что такое ступор? Это защитная реакция вашей психики, охраняющая вас от угрозы. Корни идут из детства. Попав в триггерные моменты (напоминающие те старые сложные, травмирующие ситуации), вас как будто относит назад, в прошлое, к тому состоянию, когда впасть в ступор было единственным спасением, и вы начинаете жить и действовать из этого состояния – так, как будто нам 3, 5, 10 лет…
Ступор это реакция на ваш страх и вы боитесь чего-то определенного, того, что больше всего вас пугает, Стараетесь не думать, не смотреть в ту сторону. Есть такое мнение, что если я буду думать о плохом, то, это обязательно сбудется. На самом деле это ерунда, ничего не сбудется, но это мощное оружие вашего страха.
Для того, чтобы избавиться от страха конфликта, вам нужно в мельчайших подробностях продумать все последствия, которые могут произойти в самом негативном сценарии или сценариях, их, может быть несколько. Но ваша задача, разобрать все.
Таким образом, вы перешагнете через самый страшный страх.
Далее, прописывайте все свои страхи на бумаге. Например, какой конфликт возник, как он происходит, как вы себя чувствуете, какие мысли возникают, что вы ощущаете в своём теле. Как заканчивается конфликт ? Что произойдёт после.. Ваши действия. Вот это все вам надо прописать.
Эта практика поможет вам преодолеть ваш страх.
Также я рекомендую вам поработать со своей самооценкой, желательно с специалистом. Но первое , что вы должны научится менять своё негативное мышление на позитивные установки. Мысли очень сильно влияют на отношения к себе. Например. « У меня ничего не получится» переформатировать на « Я многое умею, я смогу и этому научиться»
Повторяйте эту фразу каждый день в течение недели. Вскоре они начнут возникать у вас в голове сами собой.
Я уверена, вы справитесь!
С уважением к вам Елена Валериевна Плешакова!