Депрессия после смерти мужа, хотя прошло уже 4 года.

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня зовут Марина, мне 29 лет. Почти 4 года назад у меня умер муж, я закрылась в себе со своим горем. Есть ребенок, как то пытаюсь держаться и работать ради него. Жили в своем доме, было очень тяжело - уехала оттуда, даже пыталась вернуться в свой родной город, но хватило на пару месяцев - работы там нет и вернулась обратно. Но я учла один момент - от себя не сбежишь. 2 года назад познакомилась с молодым человеком (ещё вместе). Думала что надо жить дальше, это мое спасение, но нет. Все это время встречаемся пару раз в месяц, на совместное будущее даже нет никаких планов. Меня это не устраивает естественно. Сказать не могу, сразу поступает ответ "Не нравится -найди другого". Я уже устала от этого, и расстаться почему то не могу. Депрессия с каждым годом все усиливается, я понимаю что у меня нет никого и не будет такого человека как мой покойный муж. Из дома перестала выходить, 1.5 года даже выйти на улицу не могу пройтись. Если надо в магазин, то все ускоренным шагом, чтобы не видеть как ходят счастливые люди парами или семьями. Есть подружка, замужем, я приходя к ней вспоминаю какая и была. Я безумно рада за нее, она умничка. Но я прихожу от нее и в истерике. Флэшбеки сразу перед глазами как мы жили с мужем. Я была очень счастлива, не смотря на какие то бытовые проблемы. Последняя неделя для меня стала невыносимой - слезы без причины, стоит зайти в свою пустую квартиру, это мои истерики, я не понимаю как жить с этим, постоянно смотрю видео и фото мужа, представляя как бы мы жили дальше. Может если бы был бы кто-то кто помог мне выйти с этого состояния, было бы все проще. Даже нынешний молодой человек мне он очень нравился, сейчас я начала остывать к нему и жить со своими воспоминаниями и фантазиями. Нет близких людей, которые поймут меня и помогут. Вообще я не знаю как жить....
Автор вопроса: Марина Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Абдулина Юлия Александровна.
Здравствуйте, Марина!
Прежде всего, я вам искренне сочувствую, ведь потерять мужа, близкого человека, с которым намеревались прожить всю жизнь – это по-настоящему тяжело.
Утрата близкого человека проживается очень сложно и довольно долго, около года, а может и дольше. Она проходит несколько разных стадий, после чего потерявший близкого человек возвращается к более-менее спокойной и полноценной жизни, учится снова радоваться ей или, по крайней мере, не грустить и продолжает жить и строить свою жизнь заново с учетом произошедшего. Но это, повторюсь, все же более-менее полноценная жизнь. Так бывает, что если человек остался совсем один, без помощи окружающих, то ему не удается полноценно пройти через эти стадии и прожить их. В этом случае он не может полностью принять произошедшее и, если так можно выразиться, плохо справляется с текущей жизнью: ему тяжело общаться с людьми, все напоминает об утрате близкого, возникают флэшбеки, мучают перепады настроения, неожиданные слезы, чувство вины, жалости к себе, непонятное чувство агрессии по отношению к кому-либо, постоянное прокручивание в голове «А если бы он(а) сейчас был(а) жив(а), то…», ухудшаются взаимоотношения с друзьями и другими близкими, может возникнуть желание заместить утраченного человека кем-то другим, причем, совершенно не подходящим на эту роль, и пр. Психологи называют это затянувшимся гореванием, посттравматическим синдромом.
То, что Вы описываете о себе и своей жизни сейчас, очень похоже на него. Знаете, я всегда пишу обратившимся на наш сайт за помощью, что можно сделать самостоятельно, но, к моему огромному сожалению, с гореванием, длящимся 4 года, разобраться самостоятельно, пожалуй, нельзя. Просто не хватит ресурсов уже. Тут обязательно нужна помощь квалифицированного специалиста в виде хотя бы 2-3 полноценных консультаций очных или по видео-\аудиосвязи. Есть ряд социальных служб, которые предоставляют такие услуги бесплатно (если нет возможности обратиться к психологу платно), есть специальные бесплатные сервисы (по правила нашего сайта я не могу тут дать ссылки на них). Мне приходилось работать с подобными случаями, когда девушка не могла прийти в себя после смерти мужа в течение 8 лет, и даже ребенок и близкие не могли ей помочь в этом. Это непростая была непростая работа для девушки, но в течение пары месяцев она справилась, и ей стало значительно легче. И у Вас обязательно получится!
Наверное, единственное, что можно сделать своими силами, - это найти книги, истории в Интернет, фильмы, где описываются случаи, похожие на Ваш. Читая или смотря их, Вы сможете частично прожить те эмоции, которые есть сейчас (а это очень важно!), и увидите то, как другие люди проживали утрату, как они справлялись, что делали, сколько это заняло времени, как они помогли себе, как поддержали и т.д. (и это тоже очень важно). Возможно, это в начале вызовет у Вас негодование, возмущение или печаль, что у Вас не получается пока так, но это будет первый шаг на пути продвижения к Вашему эмоциональному выходу из сложившегося положения, и со временем все получится.
Марина, я понимаю, что мой ответ сам по себе Вам вряд ли принесет то облегчение, которое Вам сейчас так необходимо, но я желаю Вам справиться с Вашим состоянием как можно скорее!
С уважением,
Юлия