После смерти мамы нет смысла в жизни. Я женщина, нет никого из родных семьи, детей, братьев - сестер.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, скоро мне 56 лет. Никогда не была замужем, нет детей-внуков, нет сестер-братьев. Всю жизнь много работала. Но к 37 годам, когда скопила деньги на покупку комнаты в коммуналке, в Москве - попалась черным риэлторам, не отдали ни денег, ни жилья. В Москве была работа, а дома в провинции - работы нет. По решению суда мошенники должны были вернуть долг, но за 20 прошедших лет это не привело ни к чему. Деньги и недвижимость - все спрятаны.
Так в 37 лет, в 2003 году, я потеряла шанс запрыгнуть в последний вагон своего материнства. Маткапиталов, пособий, ипотек и прочего в то время ещё не было. А здоровье уже было подорвано. Так и прожила, пол жизни снимая чужое жилье в Москве, с 1991 по 2016. Там, где была работа. Все теперь в прошлом.
В 2002 и 2013 мой единственный остававшийся смысл жизни - моя мамочка, перенесла инсульты. Она жила со мной на съёмной квартире в Москве. В 2013 три месяца - по больницам, в режиме 2 недели в больнице, потом 2 недели дома. На работе отсутствовала в это время в счет неиспользованных отпусков. В 2014 я потеряла и работу. Сократили в 48 лет. Больше официально меня никуда не брали.
С 2018 оформилась в ПФ РФ как лицо, ухаживающее за инвалидом старше 80 лет. За моей мамочкой. Я и до этого все делала и жила ради неё, только без оформления официальных документов. Жила и питалась на те 1440руб что государство платило за уход. Оказывается, это возможно. Если не есть мяса, рыбы, фруктов, зелени. Дачи нет. Но зато мамочка моя, мой свет, моя жизнь и душа, была со мной. Мой источник счастья, мамочка. Вся её пенсия уходила на её же лекарства. Покупала ей настоящие лекарства, дорогие. Дженерики резко ухудшали состояние - мел он и есть мел.
Проклятый ковид обнажил все проблемы в нашем государстве. Первое, что отобрали под ковидарий для молодой "раб.силы" - это Госпиталь ветеранов. Новая Спарта. Стариков и слабых детей - в пропасть. Лечить только тех, у кого больше шансов выжить. В том числе упертых и принципиальных антиваксеров и антимасочников, лечившихся на чужих койкоместах, на местах инвалидов - ветеранов ВОВ. Моя мама была вдовой инвалида ВОВ и сама - труженица тыла. В отсутствие планового обследования и лечения за 2020-22 год резко сдала.
А когда в феврале 2022 возникло острое состояние (бульбарные нарушения, рвота), требовавшее неотложной помощи, в локдаун к нековидным вообще не выезжали. По скорой стариков привозили в больницы, но там в приемном покое их, старше 60, отказывались брать. Так их обрекали на смерть, без оказания мед.помощи.
После скандала мою мамочку взяли в больницу РЖД 3 марта, по скорой. Но ничего не делали по существу, не вызывали специалистов и не делали обследований. Она умирала голодной смертью 40 дней на глазах у врачей. Ей не вводили даже белок и глюкозу, в городе Улан-Удэ кончились их запасы. Мне ничего не сказали об этом, обманув, что маме "дают все необходимое в капельницах". За 8 суток до смерти начались безбелковые отеки, отказали почки, началась полиорганная недостаточность. Только тогда появилась первая бутылочка белка над капельницей.
17 марта 2022 мамочки не стало. Её убили. И в мед.документах - сплошная ложь. Я была с ней все время рядом, как ухаживающее лицо, кроме последних 2 суток ее жизни в реанимации. Последнее, что я услышала от неё - отчаянный крик: "Спаси меняааа!!!" , - когда её катили в реанимацию. Его слышали все. А в документах написали, что она поступила без сознания. ЛОЖЬ С ПЕРВОГО СЛОВА. ЛОЖЬ ВО ВСЕМ ТЕЧЕНИИ. ЛОЖЬ И В КОНЦЕ.
В Следственном Комитете мне сказали, что бороться бесполезно. К ним каждый день приходят убитые горем родственники. Даже смерть 6-месячного Захара Котенко лишь исключение, и то там не наказали никого толком. Руководство вышло сухим из воды, а люди гибнут регулярно из-за ненадлежащего оказания мед.лечения. МОЮ МАМОЧКУ УБИЛИ БЕЗНАКАЗАННО. Она очень хотела жить, моя девочка. Мы никому ничего плохого никогда не делали.
Я ПОТЕРЯЛА СМЫСЛ ЖИЗНИ. КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ? БЕЗ НАДЕЖДЫ... СМЫСЛА СТАНОВИТЬСЯ ДОНОРОМ НА ОРГАНЫ ДЛЯ ДРУГИХ ИЛИ УДОБРЕНИЕМ ДЛЯ ЧУЖИХ "ЦВЕТОВ ЖИЗНИ" ТОЖЕ НЕ ВИЖУ.
Автор вопроса: Lyu Возраст: 55

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Доброго здоровья Вам. Примите мои соболезнования.
Вам сейчас очень трудно принять тот факт, что мамы больше нет рядом, что нет ее любви и поддержки. То, что с Вами сейчас происходит – потеря смысла жизни и надежды, печаль, гнев, апатия, чувство вины – это естественные эмоциональные реакции в процессе проживания горя утраты. Мне очень жаль, что Вам пришлось столкнуться с такими серьезными испытаниями. К сожалению, нам всем приходится переживать утрату. И несмотря ни на что, какой бы огромной и тяжелой она не была, ее можно пережить. Завершенная утрата оставляет нас более сильными, чем мы были до этого. Это хоть и печальный опыт, но все же опыт, через который мы растем.
Эта потеря для Вас невосполнима и необратима, тем не менее есть благодарность и память о Вашей маме и есть продолжающееся влияние утраченного на нашу жизнь. Ваша мама точно хотела бы, чтобы Вы жили долго и были счастливы. Ведь так? Попрощаться не значит забыть. Это значит внутренне принять необратимость случившегося и вынести из него для себя то, что поможет жить дальше.
Существует несколько психологических стадий, через которые проходит каждый скорбящий человек: отрицание, гнев, компромисс, печаль или депрессия и принятие. Не буду описывать эти стадии т.к. у всех это протекает по-разному. Опишу задачи, которые решает человек в процессе горевания. Первая задача – признание факта потери. Когда мы кого-то теряем, даже в случае ожидаемой смерти, нормально возникновение чувства, будто ничего не случилось, отрицаем произошедшее. Поэтому, прежде всего, нужно признать факт утраты, осознать, что любимый человек ушел и никогда не вернется. Вторая задача – пережить боль потери. Это означает пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате. Иначе боль может проявить себя через психосоматику или расстройства поведения. Не подавляйте чувства, не замыкайтесь в себе, пожалуйста, принимайте поддержку извне. Третья задача – организация окружения, где ощущается отсутствие ушедшего. Когда человек теряет близкого, он теряет не только объект, которому адресованы чувства и от которого чувства получаются, он лишается определенного уклада жизни. Возникшая пустота должна быть восполнена, и жизнь необходимо организовать на новый лад. Четвертая задача – выстроить новое отношение к ушедшему и продолжать жить. Это то, о чем я говорила выше: благодарность и память. А также научиться фокусироваться на собственных чувствах, на своей истории, принять «я» а не «мы», «мое» а не «наше», «мой» мир. Для решения всех этих задач Вам может потребоваться помощь психолога, и я конечно же предлагаю Вам свою поддержку.
Не запрещайте себе жить, помогайте другим, отдавая часть своего тепла, не жалейте себя, не зацикливайтесь на горе. Общайтесь с другими людьми, нас много, и мы все способны поддержать того, кто рядом. Просите и принимайте помощь. Не стесняйтесь рассказать о затруднениях, это не делает Вас хуже. Не пренебрегайте своим здоровьем, пожалуйста, берегите себя. Каждый человек — это ценность этого мира. Особенно такой добросердечный и любящий человек как Вы.
Не ищите виноватых, маму это не вернет. Лучше задайте себе вопрос: что я могу сделать сейчас, чтобы улучшить свою жизнь? Это порадовало бы маму, если бы она знала об этом. Не держите горе в себе, выражайте свои чувства, пишите письма, говорите с фотографиями или животными. Есть такая практика, называется «Исцеляющие письма». Напишите ПИСЬМО БЛАГОДАРНОСТИ маме. Выскажите в нем все, что хотели, но по какой-то причине не высказали раньше. Может быть, Вам удастся передать в этом письме радость, другие положительные эмоции, которые Вы испытали благодаря Вашей мамочке. В этом письме Вы можете рассказать ей, как идут Ваши дела, что происходит в Вашей жизни, что Вы сами узнали или поняли о смерти и умирании. Вы можете также выразить невысказанные до сих пор чувства, рассказать, что значила для Вас мама и как Вы пережили ее уход. И через некоторое время напишите самой себе ПИСЬМО ИЗ БУДУЩЕГО. Попробуйте представить, что Ваше бессознательное перемещается на несколько лет в будущее, например, на два года, на пять или десять лет и из этой точки будущего комментирует Вашу сегодняшнюю жизнь, текущие обстоятельства. Может быть, открывает Вам, как Ваша жизнь будет складываться дальше. Вы можете увидеть, как именно Вы решили свои сегодняшние проблемы, какой путь избрали, как проявили заботу и любовь к себе. Во время кризиса горя многие процессы происходят на уровне бессознательного. Пишите все, что приходит.
Пережить — это значит осознать случившееся, принять произошедшие изменения в жизни. Это значит, постепенно заменить чувство страдания и боли на спокойную память. Есть простой способ, сделать первый шаг к принятию – позволить себе все то, что сейчас Вы себе запрещаете: быть несобранной, несовершенной, и еще заботиться о себе, а не только о других…
Желаю Вам найти мир и утешение…
С уважением, София