Ощущаю полную опустошенность и потерю всякой тяги к жизни.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я уже достаточно долгое время испытываю нечто среднее между сильной грустью и полнейшим безразличием ко всему. Дело в том что я наконец взяла отпуск на работе и разумеется хотела бы провести его с пользой, многое посмотреть, почитать и тд. Но вот уже прошло достаточно много времени и я не сделала ничего, да и вообще после первых нескольких дней отпуска я стала чувствовать себя не то чтобы плохо, мне скорее просто не хотелось ничего делать, я могла проспать до трёх дня, поесть и дальше просто лежать и ничего не делать. Даже не обязательно в телефоне, могла просто лечь и смотреть в стену с пустой головой. И только под вечер пыталась хотя бы что то минимальное по дому сделать - убраться, или как минимум цветы полить. И даже эти незначительные действия ощущались эмоционально как будто на Эверест забралась, после этого сразу хотелось опять лечь и пролежать в надежде на то что получится заснуть. В какие-то моменты я вообще будто теряла все эмоции, могло произойти что то действительно хорошее или грустное, а внутри абсолютно пусто. Порой хотелось просто выплакаться, но даже слез не было, так что просто лежала и испытывала грусть которая будто уже физически боль приносила. Пока не вышла на отдых, а работала с девяти до восьми семи такого не происходило, ну или не было времени этому происходить, просто уставшая приходила домой, и максимум на что сил оставалось это приготовить поесть и лечь спать, т.к. на работе сильно дела выматывали, и тут уже грустить некогда. Поэтому думала что в отпуске времени много будет и сил тоже, а значит можно многое успеть, но как оказалось не тут то было. Понимаю что со мной что то не так, читала про депрессию, но у меня не то что сильной грусти нет, у меня просто нет сил испытывать вообще какие либо эмоции. О физической активности и говорить нечего, просто встать с кровати уже подвиг. Могу весь день пролежать и не захотеть ни есть ни пить, просто каждый день ощущаю буквально давящую на все тело грусть и боль. В жизни все хорошо, все здоровы, со всеми в хороших отношениях, просто чисто физически мне как будто больно существовать. Странно звучит, но это именно так и ощущается. Ощущения будто прожигаю свой отпуск зазря. Могу конечно сходить в парк или ещё куда-то прогуляться, но понимаю что смысла во всем этом как-то не нахожу, да и физически отличать от кровати не очень хочется, кажется что встанешь и ещё хуже станет. Недомоганий в плане физического здоровья нет, просто тело ощущается как пустой объект который не может ничего делать, хотя вроде как должен. Прошу помочь, ведь уже не знаю смогу ли вернуться в рабочий режим когда доживу до конца отпуска. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Ева Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Земелева Виктория Викторовна.
Здравствуйте, Ева!
Вы обратили внимание, что достаточно долгое время испытываете «нечто среднее между сильной грустью и полнейшим безразличием ко всему». Поэтому, в вашем случае, первым и важным, что необходимо сделать – это установить: выгорание это (… «а работала с девяти до восьми семи такого не происходило, ну или не было времени этому происходить, просто уставшая приходила домой, и максимум на что сил оставалось это приготовить поесть и лечь спать, т.к. на работе сильно дела выматывали, и тут уже грустить некогда») или депрессия.
В качестве самодиагностики я предлагаю вам несколько отличительных признаков депрессии от выгорания:
Отсутствие жизненной энергии, нежелание встать с кровати, плохое настроение на протяжении долгого времени и даже нежелание жить – все это признаки депрессии. Если говорить о депрессивном человеке: то он не тоскует, не печалится, не грустит, не тревожится. Ему просто плохо. Постоянно. Нет ничего, что бы он хотел. Нет ничего, что бы его порадовало. Нет желаний и нет мечтаний. Нет сил ни на что. Есть мысли о бессмысленности всего. Есть обесценивание себя и низкая самооценка: «я - бесполезный, ненужный, неважный, ущербный. Мир мрачный, бессмысленный. И нет из этого никакого выхода». Так примерно думает человек в депрессии. Мыслительные признаки депрессии включают трудность при концентрации внимания, сосредоточения, принятия решений, замедленность мышления, пессимистический взгляд на будущее с отсутствием перспективы и мысли о бессмысленности своего существования, попытки суицида, по причине своей ненужности, беспомощности, незначимости. На физическом уровне могут быть нарушения сна: либо спит бесконечно, либо не может уснуть. И нарушения пищевого поведения - ест все подряд без чувства насыщения, либо не ест почти ничего. Чаще всего депрессия появляется на фоне стрессовых негативных ситуаций, при постоянных неудачах – тогда человек впадает в отчаяние от невозможности как-то повлиять на ход событий.
Выгорание - это физическое и психическое истощение, которое возникает из-за перенапряжения. При этом у человека есть мечты и желания. Он не безразличен к тому, что происходит в его жизни. Выгорание начинается незаметно. Из-за того, что мы пренебрегаем отдыхом, не соблюдаем баланс пополнения и расходования своих жизненных сил. За счет сна выполняем срочную работу, трудимся в выходной. И таких ситуаций становится все больше. Выгорание имеет несколько стадий.
С целью эффективной помощи, для уточнения вашего состояния, я рекомендую все таки обратиться лично к психотерапевту, чтобы пройти полное обследование / скрининг. Диагноз депрессия устанавливает врач – психиатр или психотерапевт (не психолог). Для полного понимания картины заболевания, врачу необходимо ознакомиться с симптомами, указывающими именно на депрессию, а не другое психологическое расстройство. Если депрессия подтвердится, то врач - психиатр определит методы лечения депрессии (в том числе медикаментозные), какой она формы и степени тяжести. До посещения врача старайтесь соблюдать режим (спать не менее 8 часов, правильно питаться, постараться больше пребывать на свежем воздухе). Попробуйте вспомнить, что вас когда-то (например, в детстве), сильно интересовало, что вы любите больше всего, какое занятие вам приносило удовольствие и займитесь им. Созерцайте мир и постарайтесь получать от этого удовольствие "здесь и сейчас", рефлексируйте (например, сейчас светит солнце и мне тепло и хорошо от этого, вкусно пахнет горячий кофе и т.д.), попробуйте просто взять краски и порисовать (есть методы Арт-терапии, помогающие изменить эмоциональное состояние и войти в ресурс, например, Нейрографика), пойте, танцуйте...помните, что только от вас зависит ваше состояние и вы в силах его изменить! Желаю Вам здоровья, радости и счастья!