Не умею общаться с людьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Наверное, мой вопрос попал бы в несколько категорий сразу, поскольку проблема имеет не одну сторону а несколько. Я выбрала то, что ближе и сильнее отражает мои чувства и ощущение себя в обществе.
По темпераменту я классический интроверт но все же тянусь к общению, как и все нормальные люди. Да, мне хорошо наедине с собой, не скучно, я творческая личность, но все же мне бывает очень одиноко, но не одной а в толпе или коллективе, или компании. В любой компании я остаюсь в стороне, люди даже могут сесть спиной ко мне и лицом к другим как бы отсекая меня от остальных. В общении я неуклюжая, могу наговорить глупостей, неосознанно вру, просто так получается. Я могу забыть какие то факты а мозг их как бы достраивает и выдает за правду. В детстве общаться с другими было легче. Нас объединяли игры, общие впечатления, у меня был круг друзей, которые со временем разбежались. Новых не появилось. Я везде была белой вороной, меня травили однокурсники, одноклассники, на переменах я тоже была одна. Возможно проблема в старой детской травме. Родителям было не до меня, они конечно обеспечивали меня всем необходимым, но навыка общения не привили и теперь я всю жизнь буду страдать от этого.
В детстве меня часто отодвигали морально, затыкали, не выслушивали, мама не говорила со мной по душам. Даже о том что такое эти дни я узнала не от нее а от бабушкиной сестры. Я всю жизнь чувствую себя не важной, лишней, мешающей, не нужной, странной, глупой, и это тянется хвостом и отравляет жизнь. Я не могу завести друзей, не могу просто нормально с кем то общаться, чувствовать себя уверенно. Этот личный ад только у меня внутри. Я не могу устно выразить свои чувства, да и кому они будут интересны?
Отношение ко мне коллектива отлично показала одна из старших коллег, которая просто убила меня морально, эти слова я запомнила на всю жизнь и никогда не прощу : "если бы не польза от тебя, ты нам и не нужна".
Такой антидевиз. Это отражает отношение ко мне общества.
Мужчины никогда не было, нет и не будет. Мне нечем его заинтересовать. Внешность у меня тоже очень посредственная, дикция не идеальная, сама я как личность для всех серая и непонятная. Я уже и сама начинаю в это верить.
Автор вопроса: Кира Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Шмыголь Ольга Васильевна.
Здравствуйте, Кира!
Исходя из того, что Вы пишите, складывается впечатление, что Вы в большей степени ориентированы на то, что о Вас говорят и думают другие люди. Обесцениваете себя и принимаете решение за других («Я не могу устно выразить свои чувства, да и кому они будут интересны?», «Мужчины никогда не было, нет и не будет»). Но достоверно узнать о том, интересны Вы или нет, хочется с Вами строить отношения или нет — можно, только спросив об этом человека, а не принимать за него решение (будет это ему интересно, захочет он или нет). Мы можем предположить, что другой человек думает, а как это на самом деле есть, можно узнать только у него. Если Вы обесцениваете себя, почему другие люди должны относится к Вам по-другому? Ведь мы притягиваем окружение схожее с нашим внутренним состоянием. Мнение окружающих меняется ежедневно, главное, научиться понимать себя.
Если Вы не знакомы с собой, не принимаете себя такой какая Вы есть, то будете постоянно слушать других, что они говорят о Вас, как оценивают. Каждому человеку нужна опора. И на данный момент Вы ее ищете вовне, а не внутри себя. А это повышает тревогу, формирует неуверенность в себе и зависимость от других людей, их мнения. Поэтому, в первую очередь, я бы порекомендовала Вам обратить внимание на саму себя. Подумать о том, в чем Ваша ценность? Есть отличное высказывание: «Нашедший себя теряет зависимость от чужих мнений» (Альберт Эйнштейн).
Вы пишите о том, что «я везде была белой вороной, меня травили однокурсники, одноклассники, на переменах я тоже была одна. Возможно проблема в старой детской травме» - данную тему, конечно, лучше проработать в личной терапии под руководством психолога, так как самостоятельно это сделать сложно. Много претензий и невысказанных чувств к родителям, а это все сильно мешает выстраивать конструктивные отношения с окружающим миром, оставляет Вас в "детской позиции" («Родителям было не до меня, они конечно обеспечивали меня всем необходимым, но навыка общения не привили и теперь я всю жизнь буду страдать от этого. В детстве меня часто отодвигали морально, затыкали, не выслушивали, мама не говорила со мной по душам»). Поэтому в работе с психологом я бы рекомендовала Вам также обратить внимание на тему детско-родительских отношений, взращивание "взрослой позиции". Важно проработать чувства и эмоции, связанные со словами коллеги («эти слова я запомнила на всю жизнь и никогда не прощу»), чтобы «не застрять» на этих переживаниях. Напоминайте себе чаще следующие слова: «Когда Вам озвучивают свое мнение о Вас, оставайтесь ровными в любом случае, хвалят или порицают. Ваш собеседник озвучивает состояние своего ума, но не Вас».
С неуверенностью в себе и эмоциональными состояниями можно работать, также как и развивать коммуникативные навыки — всему этому можно обучиться, главное, захотеть. Хорошо, что Вы об этом уже начали писать, озвучили свои трудности — это уже важный шаг в работе над собой. Теперь важно подумать о том, как Вы можете продолжить эту работу. Рекомендую обратить внимание на групповую психотерапию (терапевтические группы, группы поддержки, коммуникативные тренинги), узнайте какие группы есть в Вашем городе, также можно рассмотреть формат онлайн группы. Главное - это прежде всего, стать "понятной" личностью для СЕБЯ.
Кира, надеюсь, что мои рекомендации будут Вам полезны. Если Вам что-то захочется дополнить или спросить, можете написать в комментариях или связаться со мной по указанным в анкете контактам.
С уважением, психолог Шмыголь Ольга Васильевна.