Может ли человек забыть какой то травмирующий опыт или переделать воспоминание?

Вопрос психологу:
Вопрос следующего характера.
Может ли человек забыть какой то травмирующий опыт или конкретную ситуацию? (Если да, может ли позже вспомнить?)
У меня в детстве когда мне было примерно 10 лет был не очень приятный момент, я его достаточно хорошо помню, но не помню чем все закончилось.
Так же хотелось бы узнать, может ли человек в уме переделать воспоминание, до полного не соответствия, того что было?
Проблем с памятью никогда у себя не замечал, а наоборот всегда все хорошо и четко помнил, особенно что-то не очень хорошее и даже плохое, но сам по себе параноик и сейчас есть страх, что я мог забыть моменты насилия и, что это как-то может влиять на мою жизнь подсознательно.
Из-за чего хотелось бы узнать насколько это реально что могу, что то не помнить, так как читал об избирательности памяти и о том, что часто люди вытесняют плохое из памяти, чтобы было проще жить и так далее насколько это, частое явление? Что человек забывает.
Или-же это не часто и то, что я помню и есть вся картинка, а остальное несущественно из-за чего и забылось.
Автор вопроса: Артур Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Добрый день, уважаемый Артур! Да, Вы совершенно правы, наша память весьма избирательна и не всегда надежна. И да, человек может, как забывать, так и искажать воспоминания. Почему так происходит? Дело в том, что существует такая вещь, как психологические защиты. Это то, что уберегает нас от травматичного жизненного опыта, помогает его пережить, хотя иногда это и выходит нам боком. Допустим, один из таких механизмов - вытеснение. При вытеснении проблема удаляется из области сознания в область бессознательного, но не стирается целиком. То есть, доступ к ней, при определенной работе есть. Вопрос только в том, готов ли человек смириться с опасной информацией в данный момент, не слишком ли это для него невыносимо. Ведь защита возникает не случайно, поэтому здесь нужно быть предельно осторожным. Другой механизм - изоляция. Это когда человек как бы отделяет себя от проблемы, изолируя одну часть своей личности, которая связана с проблемой от другой, "нормальной". В тяжелых случаях может приводить к расщеплению личностей. Есть также отрицание - когда человек не готов что-то признать и полностью это отвергает. Вы, наверняка, видели в фильмах, как человек отказывается признать, что он болен. Не то чтобы он врет, он, действительно, убежден в том, что здоров. В данном случае психика не может сразу смириться с каким-то фактом, а иногда и вообще не может. Почему воспоминания могут искажаться? Иногда тоже чтобы защититься от боли. А порой и по случайности: дело в том, что каждый раз вспоминая что-то, человек как бы это "перезаписывает" заново. То есть фактически наши воспоминания - это миллион раз "перезаписанная" снова информация, это не что-то статичное. Таким образом, что-то может выпадать из памяти, а может и добавляться. И да, переделать воспоминание до полного несоответствия, естественно, тоже можно. Допустим, если все вокруг будут твердить одно, а человек помнить другое, он может усомниться в собственной адекватности и переделать воспоминание как бы в угоду другим. Это только один из вариантов. Вы пишете, что у вас есть страх, тут важно понять что это за страх? Этот страх - результат Вашей общей тревожности, боязни что-то упустить, все контролировать? Или Вы все же начали что-то припоминать? Что-то такое, что спрятали от себя? И этот страх - страх столкнуться с этим? Если да, то какое влияние, по-вашему это может оказывать на Вас подсознательно, как Вы написали? Насколько частое это явление? Весьма частое. Механизмы защиты использует абсолютно все люди. Но, в зависимости, от типа личности, у каждого человека есть свой излюбленный набор. Тем не менее, это не значит, что другими защитами он не пользуется. Может, просто в меньшей степени. Например, Вы пишете, что хорошо помните многие плохие вещи. Это значит, что Вы достаточно развиты и способны воспринимать травмирующую информацию. Но, вероятно, в детстве это было не так просто, ведь детская психика очень уязвима. Поисследуйте эту проблему, подумайте, посмотрите в глаза своему страху. Может, удастся узнать о себе много интересного. Но не фантазируйте! Потому что "пустые" места ум тоже может заполнять чем-то выдуманным. С уважением, К.В.