Плачу в публичных местах. Как контролировать свои эмоции?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня беспокоит мое эмоциональное состояние. Всю жизнь не могу контролировать эмоции, а именно плач. С самого детства была плаксивой, плакала из за глупых причин. Родители, учителя, дети всегда знали и замечали это, водили к психологу, но он ничем не помог. До сих пор многие бывшие одноклассники вспоминают это со смехом, но на самом деле ситуация не изменилась… Прекрасно осознаю и понимаю что в той или иной ситуации ничего страшного нет, что это пустяк и это просто надо пережить, но эмоции накрывают сами, просто начинаю плакать, часто доходит до неконтролируемых истерик, которые прекращаются только спустя нескольких часов. Самое ужасное то, что это может произойти в публичных местах, где я не хочу чтоб кто-то это видел. Как научиться справляться со своими эмоциями и научиться их контролировать? Ведь если период стрессовый, то для меня жизнь невыносима, я могу плакать ежедневно. Может ли это быть признаком психического заболевания? Если да, то какого? Понимаю что возможен такой тип темперамента, но таких как я, я еще не встречала. Для меня сложно жить с такой «особенностью», ведь такие истерики- огромный стресс для организма.
Автор вопроса: Дарина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Дарина, здравствуйте.
Вы пишете, что плохо получается выдерживать эмоции, особенно плач. Вы испытываете стыд за проявление этой особенности в публичных местах, сложно ощущать себя нормальным человеком, способным справляться с собственными эмоциями.
И соответственно, Вы желаете избавиться от этого, научиться справляться с эмоциями и контролировать их.
Плач - это не эмоция сама по себе, а следствие эмоциональной реакции, способ справиться с ней, выплеск накопившиеся энергии, как ещё называют плач - "санация души". После слез наступает облегчение, сбрасывается напряжение, нервная система избавляется от излишней нагрузки, эмоциональный фон выравнивается. Поэтому, контролировать и подавлять плач - означает подавлять в себе эмоции.
Плач может быть вызван разнообразными эмоциональными переживаниями: в результате сочувствия другим, жалости к себе, а также при возникновении более сильных негативных эмоций: обиды, злости, гнева и даже страха.
Поскольку такую особенность Вы имели уже в детстве, плач в стрессовых или непривычных ситуациях можно списать на чрезмерную чувствительность, сентиментальность, темперамент, подвижный тип нервной системы. И Вашу способность справляться с нестандартными ситуациями можно объяснить закрепленной с детства реакцией на определённые раздражители (стресс, усталость и т.д.).
Возникновение слез при стрессе со временем развилось в навязчивое состояние, это стало больше похоже, на мой взгляд, на ОКР - обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР мысли, связанные с восприятием стрессовой ситуации (обсессии) порождают возникновение охранительных действий, позволяющих эмоционально справляться с ситуацией (компульсии). То есть, восприятие стрессовой ситуации вызывает неконтролируемые слезы и даже истерику.
Можно попробовать справляться с подобной реакцией, намеренно и усиленно начав вызывать эту реакцию в ситуации стресса. То есть, попробовать не дожидаться ответной реакции организма в виде слез, а намеренно вызывать слезы при возникновении стрессовых ситуаций. Опередить спонтанное возникновение слез, специально их инициируя.
В когнитивно-поведенческом подходе этот метод называют экспозиционным - намеренным погружением в тревожащий процесс.
Это позволяет под собственным контролем пережить реакцию и дождаться угасания тревоги по поводу возникновения этой реакции.
Экспозиционный метод, в первую очередь, ориентирован на длительную конфронтацию с теми стимулами (стрессовыми ситуациями), которые запускают навязчивости (слёзы) и сопровождающее их чувство тревоги.
Можно также использовать приём направленности внимания на другие действия, например, на дыхание. Выполнять дыхательные упражнения:
- "дыхание по квадрату". Представьте перед собой квадрат и начинайте дышать на 4 счета, мысленно двигаясь от левого нижнего угла квадрата к нижнему правому, чередуя вдох, задержку дыхания и выдох. Вдох, выдох и пауза примерно равны друг другу по длительности, нормальный, комфортный ритм – примерно 4-6 секунд. Такое дыхание позволяет восстановить оптимальное мышечное напряжение, переключить внимание с происходящего вовне на ощущения тела, на собственное дыхание.
- "дыхание под счёт". Можно в моменте, когда зашкаливает потребность заплакать, просто дышать под счёт: на 4 счета вдох, на 6 выдох.
1,2,3,4 считаем про себя и вдыхаем
1,2,3,4,5,6 считаем про себя и выдыхаем
Счёт равномерный, по 1 сек на цифру.
Получается короткий вдох и более длинный выдох.
Эти техники можно применять самостоятельно, но для более глубокой и эффективной работы над проблемой подойдут индивидуальные консультации у психолога, работающего в когнитивно-поведенческом подходе, либо клинического психолога.
Дарина, я Вам желаю все же уделить должное внимание Вашей проблеме, обратиться к специалисту. Потому что проблема, которая мучила годами, может, наконец, разрешиться при работе над своими реакциями с помощью и поддержкой психолога. А избавление от подобных состояний позволит улучшить качество Вашей жизни.
С уважением, психолог Федорова Елена