Бесконечная тревога и вина, страх, что люди меня отвергнут, сниженная концентрация, тяжесть в груди, потные ладони, апатия.

Вопрос психологу:
Здравствуйте всем. Я хочу собственно рассказать о себе. И даже не знаю с чего начать. Начну с детства. Я поздний ребенок. Мне сейчас 26 лет. Когда я родился, моему отцу было 56, моей маме 36. У них был достаточно тяжелый брак в взаимоотношениях. Они постоянно ругались и не понимали друг друга. Я был свидетелем этих скандалов и чувствовал себя от этого плохо. Воспитывали они меня всю мою жизнь в вызывании во мне чувства вины и манипуляциями. Они поддерживали в обществе статус образованных высокоморальных интеллигентных людей, но как мне кажется, этому они не соответствовали. Мой отец, который сделал относительно успешную карьеру, всегда довольно агрессивно реагировал на получение мной в школе четверок. И я помню, как я приходил домой с дрожащими коленями, когда получал двойку. Когда получал четверки, я все время пытался себя оправдать и прокручивал в голове, как же мне это сделать, чтобы не напороться снова на агрессию и вызывание во мне чувства вины за то, что я не соответствую его ожиданиям. Моя мама в плане оценок не была столь требовательна, она относилась критично к такой требовательности со стороны отца ко мне, но предпочитала молчать, чтобы самой не напороться на агрессию. Мой отец мог сажать меня и часами рассказывать лекции о том, как он прожил жизнь и чего он добился, и что я ничего в этой жизни не понимаю. Стоило лишь мне уйти даже в туалет, он кричал на меня и материл меня за то, что я не хочу его слушать. Моя мама была тоже агрессивна в плане бытовых вопросов. Я не могу сказать, что я был в этом смысле идеален. Это правда. Но она иногда очень доводила меня. Я помню, как вчера одну сцену, когда она попросила меня порезать редиску, мне было дет 10-11. Я неправильно её стал резать. Она сказала, что нужно резать по-другому. И она стала меня оскорблять целый час, не переставая, говоря какой же я тупой, что не могу справиться с этим, в разных формулировках. Я тоже был вспыльчивым ребенком и я мог что-то ответить. Но в этот момент я решил просто молчать, надеясь, что она в один момент просто замолчит. Но она продолжала это делать целый час до тех пор, пока я не заплакал. А когда я заплакал, она сказала, что я ною, как девчонка и слабак. Это настолько врезалось мне в память, что до сих пор отображается в моей памяти, как вчера. Я убегал в школу с счастьем, потому что там была хорошая обстановка и атмосфера, хорошие друзья и учителя. Мне было там комфортно и я мог с ними расслабиться и быть собой. Потом я приходил домой и убегал играть на улицу и был тоже счастлив, потому что там были мои тоже хорошие друзья. Но время прошло. Друзья выросли и кто-то переехал, кто-то ещё что-то. И к сожалению, эта идиллия пропала. В этот момент у меня начались проблемы с учебой немного. Появились тройки и четверки. Я больше не чувствовал среды, где я мог быть с собой и где я мог бы скрыться от давления. И после девятого класса моя мама решила пристроить меня в техникум, чтобы я там учился, так как они решили, что я стал отбиваться от рук. К этому времени я осознал, что я гей. А я знал, что если я скажу об этом родителям, они меня доведут морально до суицида, поэтому я боялся этого и молчал. Меня преследовала мысль, что я их подвел тем, что я гей, что я не заслуживаю их, и что я грешен и вообще не достоин ничего. Я поступил в техникум и начался ад. Я стал очень закрытым в себе, я стал бояться общества, людей вокруг меня. Я не был готов к таким резким переменам. У меня потерялась концентрация, я не мог даже концентрироваться на занятиях. Я просто сидел на паре и смотрел в потолок, бродя в своих мыслях. Так и было практически все время. Я приходил домой, садился за компьютер смотрел сериалы и я уходил в другой мир и мне становилось легче. В техникуме была травля надо мной, за мою закомплексованность, зажатость, за неуспеваемость.. и всё это добивалось тем, что там работает моя мама. Но я ничего не мог с собой поделать. Я говорил маме, что мне плохо, я не хочу там учиться. Она говорила мне, что я слабак и и её позорю. Наконец ад закончился и я так хотел поступить в университет на учебу по своему желанию. Но отец сказал, что я должен пойти работать в банк по специальности, которую я получил в техникуме. У нас сложная обстановка с работой. Он мне её пытался найти, но не смог. Мы искали 2 года. Точнее он искал, я ничего не делал. У меня не было желания и я был счастлив, что и он не смог. Но я не мог пойти в университет, потому что я зависел от них денежно и не мог себе этого позволить. А идти на работу мне было страшно после травли в техникуме. Потому что я думал, что я снова с этим столкнусь. Я был абсолютно один и меня все съедало изнутри. Обида, злость, гнев, но я уже не мог ничего из этого выражать. Я был амебой. Прошли эти два года затворничества. Я был один на один со своими дьяволами. Затем после скандала с отцом, когда я высказал все претензии что потерял только время и нервы из-за их техникума, он позволил мне поступить в университет. Я поступил. Выучился и закончил. За время учебы в университете, за который платили родители, я в свои 20 в первый раз поцеловался и переспал с парнем, я встретил хороших друзей и преподавателей, я успел побывать в абьюзивных отношениях с парнем и расстаться с ним. Я успел напиваться до потери пульса а потом приходить на учебу как ни в чем не бывало. На все это я сам зарабатывал: работал в барах, кафе, уборщиком, официантом. Я раскрепостился. Немного даже чересчур. Я истерично нуждался в попойках тусовках парня сексе и так далее. Что в какой-то момент понял, что так не может продолжаться. Что нужно менять жизнь к лучшему. Я понял, что не приобрету независимость у себя в стране в связи с маленькими зарплатами и безработицей и уехал за границу. Я был счастлив уехать от родителей и начать новую жизнь. Сейчас мне за границей тоже нелегко. Я работаю, учу новый язык, я здесь один и без помощи. Но возвращаться я не хочу. И вот теперь я снова столкнулся со всеми этими страшными ощущениями: тревожность, страх, что люди меня отвергнут, паника, сниженная концентрация, тяжесть в груди, потные ладони, апатия. И постоянно в таких ощущениях особенно при стрессе у меня снова всплывают мои родители и меня охватывает такая ярость и обида на них. Это так странно. Я не знаю, что делать и как с этим справиться. Эти ощущения тревоги вины подавленности грусти, пустоты, тяжести в груди были всегда у меня с 14-15 летнего возраста по сей день. Мне 26. Но сейчас они сильны как никогда. И мне нужна помощь....
Автор вопроса: Аман Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Здравствуйте, Аман!
Благодарю Вас за то, что Вы откровенно поделились своими переживаниями и личным жизненным опытом. Повторяющиеся ощущения апатии, тяжести в груди, тревожности, страха отвержения, паники, подавленности, пустоты, грусти и чувство вины выводят Вас из равновесия, лишают уверенности. Вам очень нелегко. Всё это действительно может отнимать силы, вызывать эмоциональную боль.
То, что Вы обращаетесь за помощью, а значит готовы за себя бороться, это очень хорошо. Вы осознаете чувства и эмоции, которые переживаете, а значит не потерян контакт с самим собой. Пусть сложно происходила Ваша сепарация от родителей, зато сейчас Вы самостоятельный молодой человек, Вы сделали смелый шаг, уехали за границу, чтобы начать новую жизнь. Самостоятельно себя обеспечиваете. И при этом предпринимаете шаги для своего дальнейшего развития (изучаете язык). Конечно все не просто и Вам приходится сталкиваться с трудностями, однако то, что Вы приняли такое решение — это значимый поступок.
Ваше детство и взросление, к сожалению, проходили на фоне травмы насилия (агрессия со стороны отца «в вызывании во мне чувства вины и манипуляциями… я все время пытался себя оправдать… кричал на меня и материл меня за то, что я не хочу его слушать» и со стороны матери «доводила меня… стала меня оскорблять… пока я не заплакал… не чувствовал среды, где я мог быть с собой и где я мог бы скрыться от давления»). И к этому еще добавилась травма отвержения и травли во время учебы в техникуме.
Ваша закрытость, страх общества, неадекватное чувство вины, заниженная самооценка (я не заслуживаю их, и что я грешен и вообще не достоин ничего) являются следствиями полученных ранее психических травм. Мне очень жаль, что Ваш опыт был именно таким. Это очень грустно. Хочу только сказать Вам, Аман, Вы не единственный, кто пережил подобный опыт. И что есть сообщества людей, которые пережили такие же травмы, где люди поддерживают друг друга, делятся своим опытом, как они справляются со своими сложными состояниями. Это может быть также поддержкой для Вас сейчас.
Что делать с яростью и обидой на родителей? Вот посмотрите, Аман, как Ваш детский опыт до сих пор влияет на Ваше состояние, на Вашу жизнь. Подумайте о том, что в свое время родители тоже проживали некий опыт, который возможно оказал на них свое негативное воздействие, «обучил» их быть именно такими какие они есть. Я нисколько не хочу оправдать их действия по отношению к Вам, но стоит ли сейчас жить в этом состоянии ярости и обиды? И Вы совершенно не обязаны любить или прощать своих родителей. Вы имеете полное право чувствовать то, что Вы чувствуете по отношению к ним. Подумайте только о том, что может быть для Вас было бы не плохо признать факт, что они именно такие, что Вы чувствуете по отношению к ним именно, то что чувствуете и отпустить это от себя… Теперь это уже Ваше прошлое, не живите им, живите настоящим.
Ваш детский опыт, Аман, создал для Вас определенную картину мира: где нужно соответствовать чужим ожиданиям, иначе будет плохо, где тебя оскорбляют, подавляют, где трудно быть убедительным, высказать свое мнение, ведь его не поддержат, где нет ощущения что тебя любят и принимают таким какой ты есть. Понимаете, Вы просто не знаете мир с другой стороны, Вам показали его только таким.
И вот сейчас Вы знакомитесь с другими сторонами нашего мира. Настанет время, и Вы будете чувствовать себя уверенно и спокойно, будете чувствовать безопасность и доброе к Вам отношение. Просто для этого тоже нужен опыт. И Вам предстоит научиться заботиться о себе, о своих потребностях, ценить себя, быть добрым по отношению к себе, не обвинять и не наказывать себя. Позволить себе быть не совершенным, позволить себе совершать ошибки, научиться не оценивать себя и других людей просто позволив быть всему таким какое оно есть. И на этом пути незаменима для Вас будет помощь психолога. С травмами необходимо работать, только не в формате переписки, а в формате общения. Постарайтесь найти для этого время и возможности.
Помните о том, что даже со своим страхом можно поговорить, понять ДЛЯ ЧЕГО он появился. Он как дорожный знак подсказывает «тебе сюда, сейчас это для тебя важно». Он подсвечивает нашу точку роста, точку эволюции души. Когда человек в своей жизни как будто подходит к некоему краю, за которым, он станет уже другим человеком, он изменится, возникает страх. А вдруг не получится, а вдруг не смогу, а что, если осудят, ой лучше я останусь здесь и не пойду в это новое. И если Вы не шагнете за этот край, Вы никогда не узнаете свою мощь… Вам уже приходилось переступать за такой край (когда Вы настояли на учебе в университете, когда Вы приняли решение уехать). Ведь катастрофы тогда не произошло, хотя тоже наверно было страшно. А значит и сейчас Вы справитесь. И помните, Аман, ВАШИ люди примут Вас в любой роли.
В трудные периоды, Аман, когда Вам необходимо будет снять напряжение, расслабиться, предложу Вам одну очень простую и в то же время очень хорошую технику. Это наблюдение за своим произвольным дыханием. Просто свободно дышите и наблюдайте за дыханием и движением воздуха между носом и носогубной частью. Если идут образы или мысли при этом - просто вспоминайте, что наблюдаете за дыханием и снова начинайте наблюдать. Без оценок, снова и снова возвращаться к наблюдению. Тело будет расслабляться и мысли будут просто приходить и уходить. Сделайте это своей ежедневной дыхательной медитацией. Несмотря на простоту практики, она очень полезна и для физического здоровья и для психики.
У Вас есть силы и необходимый опыт, чтобы справиться с трудностями. А разобраться в сложностях Вашего опыта поможет психологическая поддержка. Верю, что у Вас все получится.
С уважением, София