Стыжусь себя. До сих пор чувствую как бы маленькой девочкой.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я всегда была неуверенной в себе, очень хочу с этим что-то сделать. Проблема в том, что во-первых я себя до сих пор чувствую как бы маленькой девочкой. Мне 33 года, двое детей, муж, имею опыт работы до декрета, подрабатываю сейчас из дома, но я все еще считаю, что другие знают лучше, что они как бы старше меня, хотя иногда это касается даже тех, кто явно моложе по возрасту. В отношении детей мне кажется, что я не очень хорошая мать, слишком строгая , но при этом неорганизованная, часто срываюсь на эмоции. Также не могу сказать про себя, что я какой-то хороший профессионал, все успехи , которые у меня происходят на работе мне кажутся незаслуженными, просто так сложились обстоятельства. Кроме того мне не нравится, что я излишне эмоциональна и болтлива, все бабули в очередях мои собеседницы))) меня многое расстраивает, я о многом переживаю , из мухи могу раздуть слона в момент. Мне бы хотелось испытывать эмоции по минимуму и побольше молчать. Испытываю трудности в общении тк априори кажусь себе хуже собеседника и внешне, и внутренне , не знаю о чем говорить , начинаю болтать глупости, перехожу на какие-то сплетни, в итоге думаю зачем я вообще начала с кем-то разговаривать и мечтаю прекратить разговор и уйти. Что мне делать с этим? Я даже не могу особо найти в себе положительных качеств тк на любое , что я придумаю сразу приходит в голову , что ну вообще то и не очень то я и добрая , ответственная и тд. Получается , что я просто никакая.
Автор вопроса: Елена Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Чепелев Никита Сергеевич.
Здравствуйте, Елена!
Чувство неуверенности часто идет рука об руку с чувством «невзрослости», а также с низкой самооценкой. Есть вероятность, что все это вызвано повышенным уровнем тревожности. При постоянной или частой тревоге может возникать ощущение, что Вы не можете с чем-то справиться, и что это сделает кто-то другой. Это нормально, потому что во время тревоги нет людей, которые чувствуют себя уверенно и спокойно. Я думаю, что если разобраться с самооценкой и тревожностью, то и чувство того, что вы маленькая девочка тоже уйдет. Также вы сможете легче переносить эмоциональные эпизоды с детьми и выбирать более оптимальное поведение. И это все в конечном итоге положительно повлияет на Вашу самооценку!
Низкая самооценка — это всегда восприятие себя и всего, что Вы делаете в темных тонах, даже если на самом деле это не так. Она всегда будет говорить Вам, что Вы делаете это хуже, чем остальные. И это она не дает Вам принять Ваши достижения на работе и выдает это все за случайности.
На всякий случай я посоветую Вам сходить к специалисту, чтобы проверить нет ли у Вас депрессии, потому что низкая самооценка может быть одним из ее симптомов, а также тревожность. Если это не она, то Вам может помочь психолог. Над самооценкой и тревожностью можно работать, он поможет Вам разобраться откуда у Вас взялось такое отношение к себе и поможет сформировать более позитивный взгляд.
Если возможности посещать психолога у Вас нет, то я рекомендую Вам изучать данный вопрос в интернете. Я напишу здесь ориентировочные шаги, которые Вы можете предпринимать в работе над своей самооценкой и тревожностью, но в интернете информации несказанно больше. Поищите книгу Эдриана Уэллса «Метакогнитивная терапия тревоги и депрессии». Метакогнитивная терапия показывает хорошие результаты в работе с низкой самооценкой и тревожностью.
Самое основное, что нужно осознать, увидеть и прочувствовать это то, что Ваше ощущение себя или ситуации не есть правда и не есть реальность. То есть то, что вы чувствуете себя хуже другого человека, или ощущаете ситуацию тревожной не значит, что это и вправду так. Эта оценка одна из миллиона. Можно оценить себя или происходящее миллионом разных способов и все они будут иметь миллион разных эмоциональных оттенков. Самое хорошее в том, что эти оценки можно менять.
Но перед тем, как их менять сначала надо научиться просто переставать их делать, то есть останавливаться. Каждый раз, когда Вы будете себя ловить на том, что Вы погружаетесь в пучину самокритики или тревоги, просто потихоньку старайтесь остановиться и никак не оценивать происходящее. Все это просто есть, не хорошее и не плохое. Это будет не просто, каждый раз по привычке Вас будет затягивать обратно, но пройдет время и Вам будет даваться это все проще и проще. После того, как Вы научитесь останавливаться, можно начинать пробовать оценить себя, по-другому, более позитивно. К вопросу о миллионе разных способов – допустим, Вы долго не можете усвоить какой-то массив информации. Можно начать сокрушаться по этому поводу и начать думать о себе плохо, а можно себя поддержать и сказать, что все получится.
Старайтесь избегать черно-белого мышления, что-то или только хорошее, или только плохое. Как правило, все более многогранно. На первых порах, когда будете пытаться оценивать себя более позитивно можете вести заметку в телефоне, а том, что у Вас получилось хорошо. Или о том, какие у Вас есть положительные качества. Если будет трудно, можете попросить назвать Ваши положительные качества Ваших друзей, со стороны это бывает увидеть проще. Такие качества у Вас обязательно есть!
В ситуациях с тревогой достаточно просто научиться переставать оценивать ситуацию, как угрожающую и «видеть», что все в порядке. Когда будет получаться - будет приходить расслабление и успокоение.
Всего хорошего Вам Елена, желаю Вам успехов в работе над самооценкой и тревожностью! Уверен, что у Вас все получится! Если у Вас будут вопросы – смело пишите мне!