Сомневаюсь, надо ли учиться опять. Я наступаю на свои грабли опять и опять.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Недавно я получила сертификат тренера по фитнесу и в планах получить удостоверение о прохождении курсов тренера по аэробике. Но меня мучают сомнения, что я опять вернусь на завод после очередного провала. Таких провалов было двое: профессия пекаря (руки не оттуда, только и делала, что носила большие пакеты с браком в счёт своей зарплаты, постоянно меня прилюдно тыкали носом за то, что у меня руки кривые. До сих пор не знаю, ненавижу ли я себя, или эту профессию. Я думаю, и то, и другое. Попытка получить высшее образование в области лингвистики. Я продержалась ровно один курс и с позором ушла, не выдержав материал. У меня просто не укладывался материал в голове. Это был ещё один знак, что мне ничего не даётся в жизни. Ожидаемо, пропал интерес ко всему вообще. Я лишний раз пришла к выводу, что лучше не предпринимать попыток что-то поменять, чтобы себя не разочаровывать, но внутренние поиски не дают мне покоя и я наступаю на свои грабли опять и опять. Меня не отпускает сомнение, не будет ли эта попытка в тренерство очередным провалом. Мне 31 год, я уже чувствую, что впереди меня одно большое ничего. Да, можно сказать мотивационное что-то там в духе " а ты пытайся, и когда - нибудь получится". "Когда - нибудь" может не наступить вообще. Я склонна думать, что в моем случае оно точно не наступит. Можно было бы ещё сказать, что путь к любимому делу - падать, спотыкаться и вставать. Но только у меня работают только первый и второй пункт.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Евдокимова Анна Владимировна.
Здравствуйте, Татьяна.
Во-первых, очень хочется вас поддержать. Вероятно, вас сейчас терзают сомнения и целый букет чувств, начиная от ощущения безысходности и бессилия и заканчивая раздражением (а, может, даже злостью).
Вы не задали конкретный вопрос, ответ на который вам хотелось бы найти, поэтому я позволю себе просто прокомментировать написанное вами сообщение в надежде, что это подсветит вам направление для саморефлексии или, возможно, для формирования запроса на работу с психологом.
Итак, начнём с «крупного плана». Первое, на что я обратила внимание, - это разнообразие профессиональных интересов, которое вы демонстрируете. Как вы сами для себя понимаете, с чем это может быть связано? Чем вы руководствуетесь, выбирая то или иное профессиональное направление? Имеет ли кто-либо на вас влияние в этом смысле (указывает ли кто-то вам, куда следует идти учиться или работать, или это целиком ваша инициатива)? А кем вы мечтали стать в детстве? И чем вам реально нравится самой заниматься? Если пофантазировать и представить, что все профессии равны по статусу и абсолютно за все виды деятельности платят одинаково, чем бы вы тогда стали заниматься? Пожалуйста, дайте себе время и поразмышляйте над этими вопросами. Возможно, уже это позволит вам что-то для себя понять.
Второй момент, на котором хочется остановиться, это процесс обучения. Вы говорите, «учиться опять», - а что учёба значит для вас? Нравилось ли вам учиться в школе? Нравится ли вам учиться сейчас? Попробуйте сказать себе «Я знаю достаточно, чтобы начать действовать» и прислушайтесь к своим ощущениям? Что с вами происходит в этот момент? Есть ли согласие с этой фразой, или вы, наоборот, чувствуете несогласие и жуткое сопротивление?
Вы говорите, что получили «сертификат тренера по фитнесу». Это здорово! А как вы пришли к этой мысли? Вам нравится заниматься фитнесом, вы кайфуете от этого, разбираетесь в этом и готовы помогать другим? Или путь был каким-то иным? Насколько я понимаю, этого сертификата вполне достаточно, чтобы устроиться на работу, например, в какой-то фитнес-зал. Вы пробовали работать по этой специальности? Вам нравится? Если не пробовали, то что мешает это сделать? Почему сейчас «в планах получить удостоверение о прохождении курсов тренера по аэробике»? Для расширения собственных профессиональных горизонтов, для углубления знаний, или дело в собственной неуверенности? Что вами движет?
Говоря о предыдущих попытках входа в профессии, вы называете их «провалами», а кто-то другой на вашем месте сказал бы, что это был прекрасный опыт, благодаря которому вы, как минимум, что-то поняли о себе. Как вы пришли к профессии пекаря, почему выбрали именно её? Вам нравится печь? Печёте ли вы сейчас для себя или для близких? Вы говорите, что не понимаете «ненавижу ли я себя, или эту профессию» после попытки поработать пекарем. А может, дело не в вас и не в профессии, а в том, что вас «прилюдно тыкали носом» и говорили, что у вас «руки кривые»? Может, на самом деле вы злитесь на тех, кто позволял себе так с вами обращаться?
И если бы дело происходило на консультации, я бы стала развивать эту тему дальше и спросила бы вас, а как у вас обстоят дела со злостью. Можно ли вам злиться, особенно на тех, кто старше или выше вас по статусу? Можно ли им открыто говорить о том, что вы злитесь, что с вами нельзя так обращаться?
Далее, рассказывая про «высшее образование в области лингвистики», вы утверждаете, что «с позором ушли» после первого курса. Почему «с позором»? Какой вы себя чувствовали тогда? Кто-нибудь говорил вам о том, что это «позор», или это только ваше ощущение? Кого вы опозорили, и что это слово в принципе значит для вас? В чём именно заключается позор?
Что значит для вас вот этот момент, что «не укладывался материал в голове»? Какие могут быть причины того, что человек не воспринимает какую-то информацию? Может ли быть, что дело в волнении, или в качестве объяснений этого материала, или в том, что сама тема не близка этому человеку? Почему для вас непонимание чего-то достаточно конкретного равняется «мне ничего не даётся в жизни»? Не кажется ли вам это слишком большим обобщением?
Какой вы себя чувствуете, когда у вас что-то не получается, что в итоге вы приходите к выводу, что «лучше не предпринимать попыток что-то поменять, чтобы себя не разочаровывать»? Кто каждый раз демонстрировал вам своё разочарование, если у вас что-либо не получалось? У кого вы научились так с собой обращаться?
Вы настолько в себе разочарованы и не уверены, что утверждаете, что впереди у вас «одно большое ничего» и «''когда – нибудь'' в моем случае точно не наступит»? Неужели у вас никогда ничего не получается? Неужели у вас нет ни одного момента, которым вы могли бы гордиться? Ни одного дела, которое получилось? Ни одного достижения? Ни одного раза, когда вы в себе не разочаровывались, а, напротив, могли бы сказать «Да, я это сделала! Я молодец!»?
В ваших словах очень много самокритики, самоуничижения, неуверенности и… жалости к себе. Когда я читаю ваше сообщение, я представляю маленькую растерянную девочку, которая, не справившись с какой-то задачей, пришла к родителям за поддержкой и утешением, а вместо этого услышала критику и досаду на бестолковость и «криворукость». И вот стоит она беззащитная и чуть не плачет от обиды, потому что злиться на родителей нельзя, а заступиться за неё некому… Жалко её?
А теперь представьте, что жалости как феномена больше нет. Вообще. Что тогда вы чувствуете по отношению к себе?
Татьяна, я задала вам довольно много вопросов. В режиме личной консультации есть возможность их обсуждать, разворачивать мысль дальше, что-то уточнять… Поскольку у нас с вами такой возможности нет, я предлагаю вам не торопиться с ответами, дать себе время на размышления, чтобы «услышать» ответы внутри себя. Старайтесь не отвечать привычными фразами, не отмахивайтесь от себя, прислушайтесь, что ответит вам маленькая растерянная девочка, живущая внутри вас.
Что касается каких-либо рекомендаций, первое, что хочется вам предложить, - это отказаться от жалости, а вместо него проявить сострадание и сочувствие. Жалость даёт вязкое, липкое ощущение беспомощности и лишает энергии, сочувствие же даёт понимание, что со мной всё в порядке (да, не получилось в этот раз, но я могу попробовать ещё и ещё, и ещё столько раз, сколько будет необходимо). Сочувствие не лишает сил, оно, напротив, поддерживает. Если бы всё то, что вы написали, вы услышали от своей самой близкой подруги, что бы вы ей сказали, как поддержали бы? Вы бы стали её критиковать, нападать на неё с формулировками о провалах и тщетности дальнейших попыток что-либо предпринять? Попробуйте посмотреть на себя со стороны любящими глазами, отнестись к себе с состраданием и пониманием.
Путь к успеху и в самом деле может быть очень непростым, и, возможно, много раз придётся споткнуться и упасть. И с вами это уже было. Но вы, наверное, забыли, что у вас есть опыт вставать после падений и снова пытаться идти, - именно так ребёнок учится ходить. Так чем любая другая задача отличается от этого? Да, у нас не всё может получаться быстро и гладко, но если есть желание куда-то прийти и мы понимаем, зачем нам это, никакая ошибка или препятствие не станут непреодолимой преградой.
Татьяна, я желаю вам найти свои ответы и свою мотивацию, справиться со своими страхами и заменить жалость на сочувствие. Если у вас остались ко мне вопросы, не стесняйтесь их задавать. Я буду рада получить от вас обратную связь в комментариях или в отзыве.
С уважением, Анна.